К 21 ноября 1920 пришли из Крыма в Константинополь все суда, на борту которых спаслось от большевистского террора ок. 145 000 военных чинов войск ген. Врангеля и гражданских лиц. По решению военных властей в категорию гражданских беженцев в обязательном порядке переводились все генералы и штаб-офицеры без назначения, а также (добровольно) ряд категорий строевых военных (старше 43 лет, раненных и больных и пр.) Лишь самым близким родственникам военных чинов разрешалось оставаться при них и сопровождать их в лагеря, предназначенные для частей Русской армии. Сразу по прибытию первых кораблей в Константинополь, союзные власти города потребовали выдачи всего оружия русских частей. 18 ноября, ген. Врангель предложил сохранить в каждой дивизии вооруженный батальон в 600 человек и 60 пулеметов. В конечном итоге Русской армии удалось оставить при себе лишь двадцатую часть вывезенного вооружения и отобрано было у нее 45 000 ружей и 350 пулеметов. Для обеспечения содержания русских военных чинов в лагерях (ок. 50 000 человек), французские власти реквизировали товары, вывезенные из Крыма на русских пароходах (чай, кожи, ткани, снаряды, уголь и пр.), оцененные в 110 милионов франков. Сами же русские суда были взяты в залог. В 1923 г. была опубикована В.Н. Даватцом и Н.Н. Львовым, оба – участники Крымской эвакуации, книга «Русская армия на чужбине», повествующая о крымскои исходе и первых годах Русской армии за рубежом. Выдержки из нее приводятся ниже.
Венгерская революция 1956 года длилась менее трех недель но стала первой серьезной угрозой владычеству СССР в Восточной Европе. 23 октября 1956 студенческая демонстрация в Будапеште, организованная в поддержку либерализации политического режима Польши, предпринятой Владиславом Гомулкой, была жестоко подавлена венгерскими силовыми органами. Эти действия властей привели к восстанию в Будапеште, а затем и по всей стране. Пришло к власти новое правительство Имре Надя с программой радикальных реформ, провозгласивше выход Венгрии из Организации Варшавского договора. Сохраняющие до того времени нейтралитет советские вооруженные силы приступили 4 ноября к подавлению восстания в стране и столице. Операция была завершена 10 ноября. В ходе боев погибло ок. 2500 венгров и 700 советский военных. 200 000 венгров бежали за границу.
1-ый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии начался 22 февраля 1918. Под военным командованием ген. Л. Г. Корнилова и гражданском управлением ген. М. В. Алексеева, добровольцы вышли из Ростова, где им не удавалось далее сдерживать наступление красных сил. Целью похода была Кубань: там слабые силы добровольцев (3 423 человека в строю) ожидали найти поддержку и подкрепление. На Кубани их, действительно, поддержала часть казаков, укрепившая ряды добровольцев. Но Добровольческая армия не смогла освободить Екатеринодара от красных и 13 апреля ген. Корнилов был убит вражеским снарядом. Заменивший его ген. Деникин решил вывести армию из Кубанского края в северном направлении. В пути пришла весть о вспыхнувшем на Дону восстании казаков против большевистской власти. Туда 13 мая 1918 Добровольческая армия вернулась в почти удвоенном составе (ок. 6 000 человек). Она прошла более 1000 верст, приняла 33 боя в течение 80 дней, потеряла ок. 400 человек убитыми и 1 500 ранеными. «Ледяным» 1-ый Кубанский поход был прозван из-за суровых погодных условий на Кубани: при резком похолодании, дождь, замерзая, вызывал оледенение шинелей и покрытие коркой льда раненых на обозах.
Василий Витальевич Шульгин (1878-1976), видный политический деятель и журналист, родился в Киеве. Он окончил Киевский университет в 1900 г. Отбыв срочную службу в армии, Шульгин занялся сельским хозяйством в Волынской губернии. В 1905 г. он был принят отчимом Д.И. Пихно в редакцию газеты «Киевлянин» и стал виднейшим ее журналистом. В качестве члена Всероссийского национального союза (партии умеренных монархистов и националистов) Шульгин избирался в II, III и IV Думу. В 1914 г., он ушел добровольцем (прапорщиком) на Юго-Западный фронт, был тяжело ранен под Перемышлем и вернулся к деятельности в Думе. В февр. (марте) 1917 – он член Временного комитета Государственной думы. 15 марта 1917 Шульгин сопровождал во Псков А.И. Гучкова, откуда они вернулись с актом отречения Николая II в пользу брата вел. кн. Михаила Александровича. В августе 1917 Шульгин участвовал в Московском государственном совещании.
Сестра Варвара Сергеевна ЛевитоваН.Л. Шапрон дю Ларре (Корнилова) с сыном Лавром
Автор опубликованного ниже очерка, Варвара Сергеевна Левитова ур. Васильева (1900-1988), училась в Ростовском медицинском институте. В Добровольческой армии – сестра милосердия в отряде полковника Симановского и в Корниловском ударном полку. Участница 1-го Кубанского (“Ледяного”) похода. Во ВСЮР и Русской Армии в Корниловской дивизии до эвакуации Крыма. В штабе 2-го батальона Корниловского полка в Галлиполи. Умерла 18 сен. 1988 в Париже. В.С. Левитова была супругой первопоходника – корниловца полковника Михаила Николаевича Левитова (1893-1982), с июня 1920 командира 2-го Корниловского полка, галлиполийца. В 1960-х годах полк. Левитов возглавил объединение чинов Корниловского полка и был председателем Общества галлиполийцев.
Упомянутая в статье Наталья Лавровна Шапрон дю Ларре, ур. Корнилова (1898-1983), дочь ген. Корнилова и жена ген. А.Г. Шапрон дю Ларре (1883-1947). Наталья Лавровна в качестве сестры милосердия участвовала в белой борьбе с 1-го Кубанского похода. В эмиграция жила в Бельгии и от случая к случаю приезжала во Францию. В 1961 году, например, она присутствовала на освящении галлиполийского участка кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа.
Статья капитана Марковского полка Виктора Александровича Ларионова (1897-1988) посвящена боевой деятельности Белого движения в СССР в 1920 годах под верховным руководстом великого князя Николая Николаевича и под управлением генерала Кутепова. Об обстоятельствах этой борьбы и о ее взаимоотношениях с провокационной псведо-монархической организации «Трест», созданной ОГПУ, нынче гораздо более известно чем в то время, когда была опубликована настоящая статья. О деятельности «кутеповской организации» повествует ряд советских, эмигрантских и постоветских авторов (к примеру Лев Никулин, Б. Прянишников и А.С. Гаспарян), по разному оценивающих эти события. При описании подвигов своих соратников, Виктор Ларионов упоминает и о других антибольшевистских активистах. Он пишет о С.Я. Каннегесере, в августе 1918 г. застрелившем председателя Петроградской ЧеКа М.С. Урицкого. Ларионов пишет также о покушении И.М. Штерна на посла Германии в Москве в марте 1932 г. И того и другого «белыми» террористами назвать нельзя. Зато двое других из упомянутых лиц вполне подходят к этому определениюю. Капитан Дроздовского полка Морис Морисович Конради (1896-1947) убил в мае 1923 г. в Лозанне советского дипломата В.В. Воровского. Он был оправдан швейцарским судом. В июне 1927 г. 20-летний Борис Софронович Коверда (1907-1987) убил на варшавском вокзале советского посла в Польше П.Л. Войкова. Коверда был приговорен польским судом к пожизненным каторжным работам, но освобожден после 10-летнего заключения. После самого Ларионова, самый знаменитый боец «кутеповской организации» – Мария Владиславовна Захарченко-Шульц (1893-1927). Заменивши на фронте Первой мировой войны убитого мужа, она воевала в 3-м Елисаветградском гусарском полку. В Гражданскую войну Мария Захарченко служила в кавалерийском полку под командованием ее второго мужа, умершего в 1920 г. Она была тяжело ранена под Каховкой и была звакуирована в Галлиполи. Мария Захарченко-Шульц с октября 1923 года участвовала в подпольной работе в СССР и стала ключевой фигурой боевой деятельности ген. Кутепова в стране.
К 21 ноября 1920 г. около 146 000 человек, военных чинов Русской армии генерала Врангеля и гражданских лиц (29 000), было эвакуировано из Крыма на 126 больших и малых кораблях, прибывших на рейд Константинополя. Союзники, под властью которых находился тогда город, потребовали выдачи всего вооружения русских частей. Врангель в ответ предложил сохранить в каждой дивизии вооруженный батальон в 600 человек и 60 пулеметов. В конечном итоге, русским войскам было разрешено оставить при себе двадцатую часть наличного у них вооружения. К этому следует добавить значительное количество оружия, спрятанного различными способами. В возмещение будущих расходов по расквартированию и питанию взятых под их опеку беженцев, французские власти вошли во владение кораблями белого русского коммерческого флота и товарами, находявщимися на их борту, оцененными на общую сумму в 110 миллионов франков.
21 ноября 1920 г. в качестве преемника белого Черноморского военного флота была создана Русская эскадра под командованием контр-адмирала М.А. Кедрова. Французские власти согласились предоставить в морской базе Бизерта (Тунис) убежище 33 русским военным кораблям (около половины наличного состава эскадры). Только три корабля осталось в Константинополе, в том числе яхта Лукулл, на которой поселился Врангель.
Nous utilisons des cookies pour optimiser notre site web et notre service.
Fonctionnel
Always active
Le stockage ou l’accès technique est strictement nécessaire dans la finalité d’intérêt légitime de permettre l’utilisation d’un service spécifique explicitement demandé par l’abonné ou l’utilisateur, ou dans le seul but d’effectuer la transmission d’une communication sur un réseau de communications électroniques.
Preferences
Le stockage ou l’accès technique est nécessaire dans la finalité d’intérêt légitime de stocker des préférences qui ne sont pas demandées par l’abonné ou l’utilisateur.
Statistiques
Le stockage ou l’accès technique qui est utilisé exclusivement à des fins statistiques.Le stockage ou l’accès technique qui est utilisé exclusivement dans des finalités statistiques anonymes. En l’absence d’une assignation à comparaître, d’une conformité volontaire de la part de votre fournisseur d’accès à internet ou d’enregistrements supplémentaires provenant d’une tierce partie, les informations stockées ou extraites à cette seule fin ne peuvent généralement pas être utilisées pour vous identifier.
Marketing
Le stockage ou l’accès technique est nécessaire pour créer des profils d’utilisateurs afin d’envoyer des publicités, ou pour suivre l’utilisateur sur un site web ou sur plusieurs sites web à des fins de marketing similaires.