Борис Константинович КРАЕВИЧ

Первым представителем Всеросийского земского союза в Галлиполи был Борис Константинович Краевич (1886-1947), из дворянской семьи, окончивший физико-математический факультет Московского университета, в России инженер-химик и земский деятель. В  Гражданскую войну, Краевич  должен был при красных скрываться от ареста, затем был назначен «Начальником Харьковского отделения Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем вооруженными силами Юга России». В 1920 г. он перешел на привычную ему земскую службу. В эмиграции Б.К. Краевич жил сперва в Сербии, позже – во Франции.
9 мая 1924 г. Временным главным комитетом Всероссийского земского союза было выдано следующее удостоверение, подписанное его председателем А.С. Хрипуновым:

«Выдано сие бывшему председателю Малоархангельской уездной земской управы [Орловской губернии] Борису Константиновичу Краевичу в том, что он состоял на службе Всероссийского земского союза в течение 1920-1923 г.г., занимая последовательно нижеследующие должности: с июня по август 1920 года помощника представителя Союза при Ставке главнокомандующего Русской Армией; с августа по ноябрь того же года заведующего фронтовым управлением Союза в Крыму.

После эвакуации Русской Армии в Константинополь и расселения ее по лагерям, Б.К. Краевич по март месяц 1921 года состоял
председателем Земского союза в Галлиполи; с марта по август того же года был назначен заведующим по организации мастерских Союза в прилегающих к Константинополю лагерях для беженцев. С августа 1921 года по март 1923 года Б.К. Краевич состоял в должности заведующего детскими столовыми Земского союза в Константинополе и прилегающем к нему районе, оставил службу после указанного срока ввиду ликвидации деятельности назаванных столовых.

Вр. главный комитет свидетельствует, что за время нахождения на службе Всероссийского земского союза Б.К. Краевич весьма добросоветно относился к порученному ему делу, проявляя энергию и распорядительность в трудных условиях, в которых протекала работа Союза, как в России, так и за границей. За свою плодотворную деятельность Б.К. Краевич неоднократно получал выражения благодарности от Вр. главного комитета Всероссийского земского союза.»


Удостоверение о службе Б.К. Краевича в Галлиполи

Деятельность Б.К. Краевича, первого представителя Земского союза в Галлиполи, была успешной и плодотворной, о чем свидетельствует тот факт, что именно ко времени его отьезда, в марте 1921 г., были устроен и начал успешно работать ряд учреждений, созданных благодаря участию Земского и Городского союзов. Но, несмотря на свою активность и распорядительность,  представителю Земского союза, видимо, не удалось установить достаточно гладкие отношения с командиром корпуса ген. Кутеповым. Малое знакомство Краевича со всеми тонкостями воинских порядков, а также крутость характера  Кутепова  и его известное сдержанное отношение к штатским лицам могли способствовать возникновению некоторых недоразумений.


Пропуск Б.К. Краевича в Галлиполи, подписанный ген. Штейфоном

2 марта 1921 г. Б.К. Краевич получил от штаба корпуса записку следующего содержания:  «Командир корпуса намеченной Вами завтра в помещении кинематографа лекции «Устной Газеты» не разрешил, а Вас лично просит прибыть в Штаб корпуса завтра 3-го марта к 10 часам утра». В тот же день ему была прислана еще одна записка: «Прошу о каждой лекции, организуемой Вами сообщать за два дня в Штаб корпуса для доклада Командиру корпуса с указанием времени и места».

Вследствие этого, и вероятно других инцидентов, Краевич обратился с докладом к председателю Временного комитета Всероссийского земского союза А.С. Хрипунову, который передал его доклад генералу Врангелю. Последний был хорошо знаком с Краевичем по его прежней службе начальника фронтового управления Земского союза при ставке главнокомандующего в Мелитополе. 9 марта 1921 г. Врангель обратился к Хрипунову со следующим письмом:

«Дорогой Алексей Степанович,

Обстоятельно ознакомился с докладом г. Краевича, он преисполнен самого искреннего желания помочь, весьма обстоятелен и я совершенно недоумеваю, что вызвало неудовольствие Командира Корпуса, тем более, что если некоторые недочеты докладом и отмечены, то в порядке сообщения своим начальникам, на что г. Краевич имел полное и неотъемлемое право. Я не видел г. Кутепова и не могу обьяснить себе причины его неудовольствия. Запросил его и по получении ответа письменного и устного немедленно сообщу Вам. Я ожидаю приезда генерала Кутепова в Константинополь на этих днях.

Жму Вашу руку  

П. Врангель»

Благодаря вмешательству ген. Врангеля, инцидент был улажен, но Краевич был переведен в Константинополь. Он там служил, судя по удостоверению от 25 марта 1921 г., как «уполномоченный Всероссийского союза городов по устройству столовых, детских садов, библиотек и пр. для детей русских беженцев в лагерях».


Удостоверение о службе Б.К. Краевича в Константинополе

Андрей Алексеевич Краевич