Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус возник в феврале 1920 г. в Одессе, незадолго до эвакуации города белыми. Он был создан путем вливания в местный, Одесский кадетский корпус, Киевского корпуса и части воспитанников Полоцкого корпуса. Нашедшие приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (будущуая Югославию) кадеты и персонал корпуса получли в свое пользование просторное здание в г. Сараево. В 1925 г. в Первый русский корпус прибыло из Шанхая три десятка кадет, воспитанников Сибирского кадетского корпуса.
В Югославию был также эвакуирован, в ноябре 1920 г., Крымский кадетский корпус, состоящий из воспитанников Полтавского и Владикавказского корусов. В 1922 г. он получил в свое распоряжение просторные бывшие армейские казармы в г. Белая Церковь. В сентябре 1929 г. Крымский корпус был закрыт. Часть его кадет была перведена в Первый русский кадедетский корпус, переселившийся в Белую Церковь, другая часть – в Донской кадетский корпус.
Донской корпус, как и Крымский, эвакуировался в Югославию из Крыма в ноябре 1920 г. Он поселился в местечке Билече, затем в г. Горадже. Корпус закрылся в 1933 г. и его кадеты влились в состав Первого русского корпуса в Белой Церкви.
В Белой Церкви был также с 1920 г. расположен Донской Мариинский девичьий институт. Его воспитанницы общались с кадетами в дни торжеств и балов.
Корпус продолжил свои занятия после поражения и оккупации немцами Югославии в 1941 г. Многие из бывших кадет пошли добровольцами служить в Русский (охранный) корпус, боровшийся против красных партизан. В сентябре 1944 г. Русский кадетский корпус был эвакуирован в г. Эгер (Австрия). В феврале 1945 г., в составе 106 кадет, он был перведен в австрийский город Гмюнд. В апреле 1945 г. остатки Корпуса перебрались в Зальцбург, занятый американцами, где Корпус был распущен.
С 1920 года Русский кадетский корпус произвел 24 выпуска, 966 кадет получили аттесстаты о завершении среднего образования. С 1920 по 1936 г. директором Корпуса был ген. Б.Н. Адамович, с 1936 по 1945 г. – ген. А.Г. Попов.
Песнью Первого русского кадетского корпуса была песнь старинная песнь Дворянского полка – «Братья все в одно моленье…».
Упомянем также Русский кадетский корпус-лицей во Франции, основанный в 1930 г. ген.-лейт. В.В. Римским-Корсаковым (1859-1933) в местечке Вилье-ле-Бель, в 18 км на севере от Парижа. В 1937 г. корпус переехал в г. Версаль, в просторный дом с парком, где оставался до 1957 г. Последний период своего существования (1957-1964), с сильно поредевшими рядами, корпус провел в г. Диепп, на берегу Ля Манша. С 1930 по 1964 г. через корпус-лицей прошло ок. 350 воспитанников.
За рубежом до 1925 года еще работал Сибирский (б. Омский) кадетский корпус, воссозданный в Шанхае (1922-1924), в который влились кадеты из Хабаровского корпуса. Существовал также Морской кадетский корпус в Бизерте (1921-1925).
Первым директором Русского кадетского корпуса был генерал-лейтенант Борис Викторович Адамович (1870-1936), старший брат известного поэта и литературного критика Георгия Адамовича. Он окончил 3-й Московский кадетский корпус и, в 1890 г., 2-е Константиновское военное училище, служил в л.-гв. Кегсгольмском гренадерском полку, участвовал в русско-японской войне. С 1909 г. – начальник Виленского военного училища. В 1913 г. – ген.-майор, в сентябре 1914 г. – командир Кексгольмского полка, затем на разных должностях в Первую мировую войну. В 1919 г. зачислен в резерв при штабе главнокомандющего ВСЮР. С 1920 по 1936 г. – директор Первого русского кадетского корпуса.
Второй директор Корпуса ген.-майор Александр Григорьевич Попов (1884-1968) окончил Ейское реальное училище и, затем, в 1905 г., Киевское военное училище. В 1912 г., в качестве выпускника Александровской военной Юридической Академии, он проходил службу в военном юридическом ведомстве. Весной 1918 года А.Г. Попов пробрался на Юг России. Он служил в судном отделе штаба генерала Деникина и в штабе генерала Врангеля в Крыму. В Константинополе и Сремских Карловцах полк. Попов занимал в штабе Главнокомандующего должность помощника главного военного прокурора. В апреле 1922 г. он был произведен приказом генерала Врангеля в чин ген.-майора. С 1926 г. – преподаватель истории и законоведения в Первом русском кадетском корксе. С августа 1936 г. – директор Корпуса. В 1945 г. ген. Попов основал русскую гимназию в Регенсбурге и был ее директором. В 1952 г. переехал в США.
Николай Росс
О Русском кадетском корпусе
«О Русском кадетском корпусе». // Часовой № 150. Июнь 1935. С. 8-10. Статья публикуется в выдержках.
Общеобразовательное и педагогическое воспитание детей, предназначенных к государственной и военной службе, началось в России в 1732 году учреждением в Петербурге Первого кадетского корпуса. […] В итоге почти двух веков, ко времени Великой войны и революции, кадетские корпуса были в России полноправными среднеучебными интернатами с программами реальных училищ, готовившими детей и юношей к поступлению в военные училища, равно как и в университеты и иные высшие школы, вместе же с тем являлись одними из лучших, среди немногих в России, школ государственного и национального воспитания. Эти же кадетские школы, по идее воспитания в них и по преемственности от отцов и воспитателей, – участников всех задунайских и забалканских походов – были пропитаны духом обще-славянской идеи: русские дети росли в них вместе с братьями сербами, черногорцами, болгарами, чехами и пели в них гимны и национальные песни всех славянских народов.
Кадетские корпуса дали России бесчисленное множество выдающихся на всех поприщах государственных деятелей и знаменитых людей, – назовем для примера хотя бы лишь следующие имена: фельдмаршалы Суворов, Румянцев-Задунайский, Кутузов и Гурко; генералы Черняев и Драгомиров; писатели Сумароков, Херасков, Куприн, Краснов; журналист А.С. Суворин, композитор Римский-Корсаков и т.д. и позволим себе заключить этот список именем в Бозе почившего рыцаря-короля [Югославии] Адександра I – Объеденителя.
Воспитанники русских кадетских корпусов завершили свою двухвековую историю величайшим самопожертвованием в Великой войне, кончившейся освобождением не-русских славян, и непоколебимым жертвенным служением национальной России в гражданской войне, кончившейся, к несчастью, торжеством интернационала и подчинением ему России. Но их верность нации и воспитавшим их корпусам не поколеблена: в рассеянной по всему миру русской эмиграции они образовали во всех странах свои обще-кадетские союзы и объединения каждого из корпусов и оказались одной из самых морально стойких групп, пропитанной духом национализма и товарищества.
23 кадетских корпуса из 31 погибли в России бесследно во время большевицкой революции в 1917-1918 годах. Гибель многих из них была ужасна, – история когда-либо еще отметит кровавые расправы, дошедшие до поголовного избиения кадет и персонала Ташкентского корпуса и приравнивает их к «избиению младенцев» на заре Нового Завета.
Судьба же остальных 8 корпусов, оказавшихся в сфере гражданской войны, была такова. Основанные в 1841 г Киевский и Одесский корпуса, с двумя классами Полоцкого, в январе 1920 года были вывезены из Одессы под огнем, с потерями, на пароходах, а частью пробились, с боями и громадными потерями через Днестр в Румынию, и достигли Югославии, где были соединены и составили существующий поныне в Белой Церкви Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.
Основанные и 1840 г. Полтавский и Владикавказский корпуса были вывезены в ноябре 1920 г. в Югославию и образовали Крымский корпус. Основанный в 1883 году Донской кадетский корпус был вывезен в феврале 1920 года в Египет, там расформирован англичанами и восстановлен в декабре в Югославии.
Крымский корпус был закрыт в 1929 году, Донской корпус в 1933, и влились оба в Первый русский корпус, который и является в настоящее время последним, единственным сохранившимся из всех бывших в России военно-учебных заведений, прямым наследником их, преемником их духа и представителем типа российской, отнюдь не военной, но проникнутой требуемом и ныне духом воинского порядка, государственной школы 1732 года. Этот корпус, приспособленный заботами Державной комиссии к местным условиям и получивший полную программу курса местных VIII-классных реальных гимназий с добавлением курса русских национальных предметов (языка, истории и географии), не создан в эмиграции, но сохранен и укреплен в ней своим кадром старых военных педагогов и полноправных преподавателей во всей полноте лучших прежних заветов и, продолжая в эмиграции свою деятельность в течение 15-ти лет, на столько же лет продлил, ныне двухвековую, историю русских кадетских корпусов.
Вместе с тем Корпус и сохранившийся в Югославии женский Девичий институт являются в настоящее время, после уничтожения живых органов на Родине и вымирания их в эмиграции, двумя единственными подлинными семенами, сохранившимися от всей житницы русской культуры и русского государственного творчества.
Благодаря же покровительству и возможностям, данным Корпусу Югославией, и благодаря любви и самоотверженным трудам своего персонала, Корпус является ныне, быть может, и единственным и несравнимым памятником России за границей: его исторический музей с 3 ½ тысячами реликвий и памяток Российской армии и военно-учебных заведений, его русские библиотеки с 5 000 книг, его церковь с русскими старинными иконами, его стены, сплошь изукрашенные портретами великих русский людей, репродукциями русской живописи и художественными работами кадет и, наконец, весь непоколебленный русский национальный уклад его жизни производят потрясающее впечатление на отвыкшего от таких видений русского эмигранта и справедливо укрепили за Корпусом название «уголка России». […]
За 15 лет своей зарубежной деятельности Корпус дал законченное среднее образование и национальное русское воспитание почти двум сменам питомцев, прошедшим его с I до VIII кл., и выпустил свыше 600 воспитанников, из коих около 100 вышли или выходят из Военной академии в офицеры Королевской армии Югославии, а остальные избрали пути граждансского образования, стали или постепенно становятся инженерами различных специальностей. В настоящее время в Корпусе состоит 220 кадет в восьми классах, составляющих очередные XV-XXII выпуски. […]