Отечественная война 1812 года

Капитан Василий Васильевич Орехов (1896-1990), офицер-доброволец в Мировую войну, Георгиевский кавалер. В Гражданскую войну командовал бронепоездом на Юге России. Галлиполиец, один из основателей Общества галлиполийцев. С 1923 г. жил в Париже, с 1935 г. – в Бельгии. После Второй Мировой войны – один из организаторов и долголетний пердседатель Русского Национального Объединения (РНО).В 1929 году В.В. Орехов основал журнал «Часовой» и был его редактором до 1987 года.За это время «Часовой», быстро ставший главным печатным органом белой военной и военно-морской эмиграции, опубликовал 668 номеров. Настоящая публикация – передовица редактора к «Часовому» № 434, за июль 1962 г., посвященному 150-летию  Отечественной войны. Она верно выражает восприятие белыми воинами подвига их славных предшественников. Но в ней чувствуются также и отголоски их собственной судьбы.
Н.Р.
Исполнилось 150 лет со дня начала войны 1812 г. Народ, вышедший победителем из такой борьбы, какая выпала на долю России 150 лет тому назад, имеет право с гордостью оглянуться на свое прошлое.
В 1812 году Россия стала лицом к лицу со всеми почти государствами Европы, объединенными волей-неволей в союзе с Францией железной рукой ее гениального вождя императора Наполеона I. Эта борьба за свое освобождение, борьба одного народа против «двадесяти», в которой принял участие весь русский народ, во имя преданности Вере, Престолу и Отечеству, борьба на жизнь или смерть, которая привела Россию к полному торжеству, и названа поэтому Отечественной войной.
Наш великий знаток и мастер войны Сувовров, предвидя неизбежность столкновения между Россией и Францией,  еще до своей итальянской кампании, говорил: «Война бывает короля с королем, народа с народом и идеи с идеей… У нас с французами нет общих границ, и тем не менее у нас с ними будет война – будет война идеи с идеей: они – идея войны, мы – идея мира; они – огонь, мы – вода; вода должна залить огонь, или мир погибнет…»Носителями этих диаметрально противовположных идей – войны и мира, огня и воды – были личности императоров: российского – Александра и французского – Наполеона.»Исполнились слова Вашего Императорского Величества – доносил Кутузов императору Александру при занятии Вильны, после полного разгрома французской армии, – усеяна дорога костьми неприятельскими. Да вознесет всякий россиянин благодарственные молитвы ко Всевышнему, а я почитаю себя счастливейшим из подданных, быв избран благодетельною судьбою исполнителем воли Вашего Императорского Величества».На этом нужно было бы кончить России, предоставив Наполена и Европу самих себе.
Никогда еще Россия в глазах Европы не стояла на такой высоте и много испытаний можно было бы избежать в будущем, если бы русская армия остановилась на рубежах России. Наученный горьким опытом 1812 года, Наполеон, естественно, не повторил бы еще раз свою ошибку и в силу политической необходимости мог и должен был стать, если не другом, то союзником России.
Настоящее государственное понимание вещей и подсказывало фельдмаршалу Кутузову, что русские сделали свое дело и довольно. Кутузов оказался парвым. Бывшие союзники Наполеона и предавшие его слуги – все эти Меттернихи, Таллейраны…, загребая чужими руками жар, так сумели оплести своих избавителей – русских, что стали полновластными господами положения и за всю тяжесть гигантской борьбы России за их независимость, бросили ей, по знаменитому выражению Ермолова, «обглоданную кость», поделив между собою все наследие Наполеона.
Так, не знавшая ничего, кроме поражений и унижений Австрия подняла голову, стала первой скрипкой в злочастном «Священном Союзе», пытавшимся сделать из России «жандарма Европы» и, пользуясь русским оружием, предавашем ее.
Пруссия, самое имя которой Наполеон хотел стереть с карты Европы, два раза буквально спасенная Александром I, возродилась в то зерно, из которого выросла ненавидящая нас Германия. Россия, отдавшая исконные русские земли Червонной Руси Австрии, получила Герцогство Варшавское, из которого Александр I сделал Царство Польское, принесшее нашему отечеству большие испытания и жертвы в ущерб всеславянскому престижу России.
25-го декабря 1812 года был отдан высочайший приказ по войскам: «Войны… Храбрость и терпение ваши вознаграждены славою, которая не умрет в потомстве. Имена и дела ваши будут преходить из уст в уста, от сынов ко внукам и правнукам вашим, до самых поздних родов. Хвала Всевышнему!… Рука Господня с нами и не оставит нас. Уже нет ни единого неприятеля на лице земли нашей. Вы по трупам и костям их пришли к пределам империи. Остается еще нам прейти за оные, не для завоевания и внесения войны в земли соседей наших, но для достижения желанной и прочной тишины. Вы идете доставить себе спокойствие, а им – свободу и независимость. Да будут они друзья наши!.. От поведения нашего будет зависить ускорение мира. Вы – русские!.. Вы – христиане!.. Нужно ли при сих именах напоминать вам, что должность воина быть храбру в боях и кротку во время переходов и пребывания в мирных землях. Я не угрожаю вам наказаниями, ибо знаю, что никто из вас не подвергнется оным. Вы видели в земле вашей грабитилей, расхищавших домы невинных поселян. Вы правильно кипели на них гневом и наказали злодеев!.. Кто же захочет им уподобиться? Если же кто, паче чаяния, таковой сыщется, да не будет он русский, да исторгентся из среды вас!.. Воины ! сего требуют и ожидают от вас православная вера, наше Отечество, и Царь ваш !
«Русские войска, вступившие и занявшие половину Европы вплоть до Парижа, поразили всех своими дисциплиной, благородством и человеческим отношением к населению.Как отплатила за эту благородную, жертвенную и бескорыстную помощь Европа России, мы знаем из последующей истории. Но честь и достоинство нашего Отечества были спасены русскими солдатами.
Преклоним же головы перед их жертвами, перед их неувядающей славой ! 
В. Орехов.