К середине 1920-х годов, тысячи бывших галлиполийцев переселились во Францию из Сербии и Болгарии. Большинство из них, во всяком случае в первые годы, устроилось по контракту на французских промышленных предприятиях, как в крупных городах (Париж, Лион, Марсель), так и на заводах и шахтах провинциальной Франции. Поступив рабочими на завод, первые галлиполийцы перетягивали к себе с Балкан своих бывших боевых товарищей и постепенно образовывались в крупных и мелких рабочих поселках Франции довольно многочисленные группы белых войнов, от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Почти все они работали простыми рабочими, в условиях тяжелого труда и низкой зарплаты.
В тех местах, где образовалось достаточное скопление русских, сооружались скромные православные храмы (обычно с помощью дирекции завода-работодателя). Открывались «четверговые» русские школы, оркестры и хоры. Создавались русские библио
теки, устраивались праздники, развивали свою деятельность, юношеские движения. В большинстве русских рабочих поселков французкой провинции организовалиь отделения или представительства Общества галлиполийцев (ОГ). Возникло отделение ОГ и в Ле Крезо.
В этом городе, (Le Creusot, деп. Сон-э-Луар), в XIX-м веке образовался один из старейших и крупнейших промышленных центров Франции. Черная металлургия, а затем военная и эектротехническая промышленность принесли богатство и славу хозяевам местных заводов из семьи Шнейдер. В 1920-1930 годах в Ле Крезо проживало ок. 32 000 человек, и среди них несколько сот русских рабочих и членов их семей. В 1924 году там была освящена Св. Александро-Невская церковь, сохранившаяся до наших дней.
Основателем и первым начальником местного отделения Союза галлиполийце был ген.-майор Иван Терентьевич Борисевич (1875-1946), в 1919 г. командир 2-й бригады Астраханской дивизии Кавказской армии ВСЮР. После эвакуации из Галлиполи, ген. Борисевич был в Болгарии начальником Константиновского военного училища. В 1930-х годах, он переселился из Ле Крезо в парижский район и стал работать шофером такси.
У отделения ОГ в Ле Крезо была своя библиотека, и это нас подводит к теме настоящей публикации.
20 мая 2011 года, парижское отделение Союза потомков галлиполийцев (СПГ) отмечало свой Свято-Николаевсий весенний праздник молебном в Св.Серафимовской церкви на ул. Лекурб и торжественным ужином в церковном зале. По этому случаю, член СПГ Георгий Константинович Андреев пожертвовал в архив Союза ценную реликвиюю: сборник рассказов Алексея Ремизова «Мара», с печатью библиотеки Общества галлиполийцев в Ле Крезо. В обложе этой книги, изданной в Берлине в 1922 году, он случайно убнаружил спрятанный конверт, адресовнный «всем Мучиевым на память». На конверте была надпись: «О Галлиполи. Памятник уже разрушен, но слово осталось. Будущая Россия восстановит все памятники рассеянные по всему миру и все могилы где спят ее сыны душу свою положившие за честь и свободу родной земли.»
В конверте находился лист бумаги с немного сокращенным текстом заключитетельного слова прот. Феодора Миляновского, произнесенного 16 июля 1921 г. по случаю освящения памятника на русском кладбище в Галлиполи. (Проповедь эта полностью приводится на сайте СПГ, в недавней публикации.)
Книга и ее ценное содержимое были поручены Георгию Васильевичу Ван Вин, руководителю Издательского отдела СПГ. Он на ее основе составил впечатляющий диск в художественно оформленном футляре, отдельные фотографии которого приводятся здесь.
Кто такие Мучиевы и сохранились-ли еще члены этой семьи, установить не удалось. Возможно, кто-нибудь из наших читателей сможет помочь нам в этом вопросе. Судя по надписи на конверте, он был заложен в книгу уже в послевоенные годы, когда сведения о разрушении русского кладбища и памятника в Галлиполи широко распростанились в русском зарубежье.
Н. Р.