Галлиполийцы в Белграде и Париже (1930 г.)

            Память о «галлиполийском сидении» в течение долгих лет помогала белым воинам лучше переносить невзгоды их тяжелой жизни и сохранять надежду на воссоздание исторической России. Десятилетний  юбилей высадки в Галлиполи 1-го корпуса Русской армии генерала Врангеля достойно отмечался в тех многих местах русского рассеяния, где осели бывшие галлиполийцы. Журнал «Часовой» откликнулся в приведенных ниже статьях на галлиполийский юбилей в Белграде и Париже. Начнем с кратких биографий  упомянутых в них видных лиц.          

            Протоиерей Владислав Григорьевич Неклюдов (1899-1949) служил в Вооруженных Силах Юга России в составе 3-го конного полка. Участник Бредовского похода (янв./февр. 1920), затем выехал в Крым. Галлиполиец. Эмигрировал в Сербию. Священник с 1923 г. Законоучитель в Русско-сербской гимназии в Белграде. В 1944 г. принял советское гражданство. Арестован в 1948 г. после разрыва Тито со Сталиным и покончил с собой в тюрьме до суда.

Ген. Э.В. Экк

            Генерал от инфантерии Эдуард Владимирович Экк (1851-1937), сын тайного советника, офицер с 1869 г., окончил академию Генерального штаба в 1878 г. Офицер л.-гв. Семеновского полка. Генерал от инфантерии, командир 23-го армейского корпуса в Мировую войну. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии и ВСЮР с 31 янв. 1919. Занимал различные штабные должности. Галлиполиец. В эмиграции в Югославии. До января 1933 начальник 4-го отдела РОВС, представитель Главнокомандующего в Белграде. Ум. 5 апр. 1937 в Белграде.

            Генерал-лейтенант Захар Александрович Мартынов (1861-1944) в 1881 г. окончил Тифлисское пехотное юнкерское училище. Командовал 118-й пехотной дивизией в Первую мировую войну, георгиевский кавалер. Служил в Вооруженных силах Юга России ген. Деникина и в Русской армии ген. Врангеля, эвакуировался из Крыма в Галлиполи. Начальник Галлиполийского отряда в 1921-1923 гг. Начальник группы 1-го армейского корпуса в Югославии и председатель Общества галлиполийцев в Югославии. Умер в Белграде в июле 1944 г.

В.Х. Даватц

            Подпоручик Владимир Христианович Даватц (1883-1944), доцент (по математике) Харьковского университета.  В Добровольческой армии и ВСЮР с лета 1919,  служил на бронепоезде «На Москву». Он остался бронепоездником и в Русской армии, был эвакуирован в Галлиполи, а затем в Болгарию.  В 1921 году вышла в Париже его книга «На Москву. Из истории белой борьбы». В 1923 г. была опубликована в Белграде его книга (в соавторстве с Н.Н. Львовым) «Русская армия на чужбине». С 1925 г. – в Югославии, секретарь местного отдела Общества галлиполийцев. Секретарь Союза русских писателей и журналистов в Югославии, сотрудник местных русских газет, а также журнала «Часовой». Во время Второй мировой войны, В. Х. Даватц поступил в Русский Корпус и был убит в бою 6 ноября 1944 года под Сиеницей.

Ген. В.К. Витковский

           Генерал-лейтенант Владимир Константинович Витковский (1885-1978), один из главных вождей Белого движения, окончил 1-й кадетский корпус и Павловское военное училище (1905). Полковник л.-гв. Кексгольмского полка, командир 199-го пехотного полка. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии с весны 1918 г. в отряде полк. Дроздовского, летом 1918 командир Солдатского батальона (затем Самурского полка), с  июня 1918 командир 2-го офицерского (Дроздовского) стрелкового полка, с нояб. 1918 командир бригады 3-й дивизии. С дек. 1918 генерал-майор. С фев. 1919 начальник Дроздовской дивизии. В Русской армии с 2 авг. 1920 командир 2-го армейского корпуса, с 2 окт. 1920 командующий 2-й армией. Генерал-лейтенант (с апр. 1920). Начальник 1-й пехотной дивизии и заместитель ген. Кутепова в Галлиполи. Затем в Болгарии и с 1926 г. во Франции. Проживал в Ницце и в Париже. Командующий 1-м армейским корпусом и председатель Общества галлиполийцев после похищения ген. Кутепова. В 1938-1942 гг. – председатль 1-го отдела РОВС. С 1950 г. в США. Председатель Северо-Американского отдела РОВС. Умер 18 янв. 1978 в Пало-Альто.

                                                                                               Николай Росс

Годовщина Галлиполи в Белграде          

            Годовщина Галлиполи (От белградского корреспондента «Часового») // Часовой № 46, 31 декабря 1930. С. 32-33.           

Русская церковь Св. Троицы в Белграде

Белград. Могила ген. Врангеля

            23 ноября [1930 г.] после литургии в русской церкви священник отец Владислав Неклюдов (сам галлиполиец) поделился воспоминаниями о пережитом и отметил огромное значение галлиполийского лагеря в деле выявления нашей галлиполийской идеологии. После молебна на могиле генерала Врангеля была совершена лития с возглашением вечной памяти всем погибшим в борьбе за освобождение России.

Белград. Русский дом, где находилось Русское офицерское собрание

           В 5 час. дня в Русском офицерском собрании состоялось торжественное заседание, посвященное Галлиполи, как историческому событию. Председательствовал на собрании начальник IV отдела Р.О.В.С., генерал Экк, открывший собрание личными воспоминаниями о Галлиполи. Генерал Мартынов в небольшой речи поделился воспоминаниями о Галлиполи с первого дня и до последнего. После эвакуации Галлиполи, генерал еще оставался в Галлиполи два года с отрядом в 2 500 человек. Это был «арьергард Русской армии», – как называл этот отряд покойный Главнокомандующий генерал Врангель.

Генерал Кутепов и его войско (Галлиполи)
Генерал Кутепов и его войско (Галлиполи)

            Исключительно сильную по впечатлению речь произнес В.Х. Даваец. Обрисовав в нескольких штрихах первые впечатление о первых днях пребывания в Галлиполи, он поставил вопрос: что же поддерживало нас в первое время? Это было сознание своей чести. В эти десять лет это понятие о чести выросло, расширилось, мы уже чувствуем не только своего соседа: мы уже почувстсвовали наш 1-й армейский корпус, мы уже почувствовали братьев казаков на Лемносе, мы уже почувствовали тех, кто бился в Великой войне, не испытав ни Галлиполи, ни Лемноса, и сейчас мы ощущаем себя частицей едного Русского обще-воинского союза…
            Перед лицом грядущих событий мы должны потушить наши страсти и выдвигать только то, что бесспорно и что завещали нам наши Вожди. И, может быть, самое яркое, что было оставлено нам, как завет,  были слова великого князя Николая Николаевича, когда перед смертью он подписал свое последнее обращение в день Рождества Христова. Будем же и мы следовать завету великого князя и дождемся нашего Рождества Христова, – рождения на Руси нвой свободной и праведной жизни.
            В середине этой речи при упоминании оратором о той радости, которую испытывают галлиполийцы, что на их собрании председательствует генерал Экк, живой символ связи галлиполийцев со старой Императорской армией, – зал устроил генералу Экку шумную овацию.

                                                                                                                      Н. З. Р.

***          

Вел. кн. Николай Николаевич

            Предсмертный завет великого князя Николая Николаевича, 23 декабря 1929 г.:

           «… Памятуйте о России! И здесь, в изгнании, ей отдавайте все ваши помыслы, не числя трудов, сил и средств на дело ее спасения, ибо беспримерно тяжки испытания и наступают решительные сроки. Народ русский! Собери твои силы и со крестом выйди вновь  на путь тебе данного великого и славного бытия.»  

Беседа с генералом Витковским

            Беседа с ген. Витковским. // Часовой № 46, 31 декабря 1930. С. 34.

ген.-лейтенант Витковский
Общество галлиполийцев в Ницце

           Мы посетили командира 1-го армейского корпуса и председателя Общества галлиполийцев ген.-лейтенанта Витковского перед его отъездом из Парижа в Ниццу на место его постоянного пребывания.  Генерал нам передал следующее:
           «Почти четыре с половиной года я был лишен возможности посетить Париж, являющийся в настоящее время центром Русского обще-воинского союза. В Париже сосредоточено управление теми группами и партиями частей 1-го армейского корпуса, которые расположены во Франции, там же находится правление областного отдела Общества галлиполийцев во Франции.

Корниловцы перел Галлиполийским собранием в Париже

            Хотя в течение всего этого времени и поддерживается со мною связь из всех государств мира, в коих расположены части и группы корпуса, но само собою разумеется, что эта связь не может заменить личного общения, столь необходимого в наше время. К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным посещение мною других государств, почему я удовлетворен  и тем, что пришлось посетить наконец хотя бы центр Франции.
            За время моего пребывания в Париже, мне удалось видеть и беседовать со всеми подчиненными мне начальствующими лицами и со многими чинами корпуса, проживающими в Париже и его окрестностях; присутствовать на праздниках некоторых частей корпуса и на заседании главного правления Общества галлиполийцев, на котором намечены некоторые новые положения.

Париж. В галлиполийсуой Св. Сергиевской церкви

           В Париже, как и всюду, ощущается большой кризис финансовый и промышленный и это сильно отражается на нас, русских, зарабатывающих в большинстве случаев недостаточно; есть даже некоторое количество безработных. Обращает на себя внимание то отрадное явление, что многие из чинов корпуса находят в себе силы и энергию, после трудового дня, уделять время для занятий на Военных курсах [ген. Головина], посещать лекции и пр. Особенно трудно приходится начальствующим лицам: командирам частей, начальникам групп и партий, которые в немногие свободные от частной службы часы ведут, совершенно бескорыстно, возложенную на них ответственную и большую работу.

Париж. В Галлиполийском собрании

            С чувством большого удовлетворения я должен отметить, что чины 1-го армейского корпуса, несмотря на тяжелые условия жизни, расколы и разъединения, существующие в окружающей их эмигрантской среде, – остаются верными заветам своих вождей. У них нет ни церковного раскола, ни политических распрей, хитро культивируемых большевиками, вбивающими клин во всякую трещину, образующуюся в среде русской эмиграции. Галлиполийцы сохраняют связь и спайку между собою, поддерживают в себе бодрый воинский дух и по прежнему горят желанием послужить своей Родине.»
            Во время краткого пребывания генерала Витковского в Париже, мы имели случай убедиться в той большой спайке и взаимном понимании наших задач, которое было проявлено нашими начальниками частей и групп 1 армейского корпуса во Франции при встречах со своим командиром корпуса.