«Галлиполиец» № 61 (1964 г.)

         

Музей Общества галлиполийцев в США (1957)

Галлиполийский крест

Пока в российском зарубежье  жили и сохраняли активность бывшие галлиполийцы, они поддерживали связь между разбощенными по всему миру членами Общества галлиполийцев путем публикации и распространеия различных периодических изданиий. Среди таковых в послевоенные годы был бюллетен «Галлиполиец» и первые страницы его № 61 приводятся ниже. Самым молодым галлиполийцам было тогда уже за 60 лет, но память о былых подвигах у них не иссякала и продолжала питать их веру в будущее освобождение от большевистского ига горячо любимой родины. В те годы наиболее активным отделом Общества галлипоийцев был отдел в США, затем – отделы во Франции и Бельгии.

            Но начнем с кратких биографических данных о некоторых упомянутых в бюллетене лиц.

Алексеевский пехотный полк

Смотр Алексеевского полка в Болгарии
Погон полковника Алексеевского полка

                       Алексеевские части носили белые фуражки с синим околышем и синие погоны с инициалой «А», исполненной вязью. Марш алексеевцев  «Пусть свищут пули, льется кровь…» – одна из самых известных песень белых армий.           
            В списке командиров Алекеевского полка, приведенным полк. Кривошеем, намеренно пропущен ген. Ю. К, Гравицкий, первый командир алексеевцев за рубежом, вернувшийся в СССР в 1922 г. (и расстрелянный в 1931 г…). После него,  начальником Алексеевского полка был ген. М.М. Зинкевич. Приведем ниже краткие справки о командирах алексеевцев.

Белые знамена Галлиполи

Знамена Корниловского ударного полка
Галлиполи. Знамена Дроздовского полка

В конце 1921 г. почти все чины Русской армии ген. Врангеля его стараниями были расселяны в балканских странах. Около 17 000 белых воинов (чинов корпуса ген. Кутепова в Галлиполи и казаков с о. Лемнос под командованием ген. Абрамова), прибыло в Болгарию. По условиям договора с болгарскими властями, русскиим частям, сохранившим свою воинскую организацию, предоставлялись для жилья пустующие казармы урезанной после войны болгарской армии. Русские чины должны были содержаться своим командованием, но им не запрещалось искать заработки на стороне. Многие, с весны 1922 г. нашли работу в сельском хозяйстве, другие были заняты на строительных работах. Работали белые русские и в качестве шахтеров: таким образом к концу 1923 г. ок. 1000 чинов Русской армии скопилось на шахте Перник, недалеко от болгарской столицы, и их количество еще возросло в последующие годы.

Зарождение русской армии на чужбине

Белый флот в изгнании

           К 21 ноября 1920 пришли из Крыма в Константинополь все суда, на борту которых спаслось от большевистского террора ок. 145 000 военных чинов войск ген. Врангеля и гражданских лиц. По решению военных властей в категорию гражданских беженцев в обязательном порядке переводились все генералы и штаб-офицеры без назначения, а также (добровольно) ряд категорий строевых военных (старше 43 лет, раненных и больных и пр.) Лишь самым близким родственникам военных чинов разрешалось оставаться при них и сопровождать их в лагеря, предназначенные для частей Русской армии.
           Сразу по прибытию первых кораблей в Константинополь, союзные власти города потребовали выдачи всего оружия русских частей. 18 ноября, ген. Врангель предложил сохранить в каждой дивизии вооруженный батальон в 600 человек и 60 пулеметов. В конечном итоге Русской армии удалось оставить при себе лишь двадцатую часть вывезенного вооружения и отобрано было у нее 45 000 ружей и 350 пулеметов. Для обеспечения содержания русских военных чинов в лагерях (ок. 50 000 человек), французские власти реквизировали товары, вывезенные из Крыма на русских пароходах (чай, кожи, ткани, снаряды, уголь и пр.), оцененные в 110 милионов франков. Сами же русские суда были взяты в залог.
            В 1923 г. была опубикована В.Н. Даватцом и Н.Н. Львовым, оба – участники Крымской эвакуации,  книга «Русская армия на чужбине», повествующая о крымскои исходе и первых годах Русской армии за рубежом. Выдержки из нее приводятся ниже.

Первые начавшие

 

Ген. А.Н. Черепов

          В 1958 г. был издан в Нью-Йорке сборник составленный полк. С.Н. Ряснянским «Первые начавшие», посвященный годовщине 1-го Кубанского (Ледяного) похода. Сборник открывался обращением, под подписью ген. А.Н. Черепова, председателя главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода, а также членов правления Союза. 
                 Генерал-майор Александр Николаевич Черепов (1877-1964) окончил Орловский кадетский корпус (1896), Одесское военное училище (1898). Полковник в 1916 г., георгиевский кавалер. В июне 1917 произведен в ген.-майоры за боевые отличия. В Добровольческой армии с дек. 1917, участник 1-го Кубанского похода, командир бригады 1-й пехотной дивизии. С июня 1918 командир бригады 2-й пехотной дивизии, с нояб. 1918 начальник 2-й пехотной дивизии, с начала 1919 одновременно Черноморский военный губернатор. В авг. 1920 во время Кубанского десанта командир отряда у Анапы. Тяжело раненный в бою осенью 1920, ген. Черепов был эвакуирован в Сербию. В эмиграции в Югославии. Служил в Русском корпусе, командир 4-го полка. После 1945  в Германии, председатель Союза русских военных нвалидов в Германии. С 1950-х годов  – в США, председатель Союза первопоходников. Ум. 15 фев. 1964 в Нью Йорке.

Общество галлиполийцев в 1929 г.

           

Ген. Врангель в Галлиполи
Ген. А.П. Кутепов

С середины 1920-х годов Общество галлиполийцев, основанное 22 ноября 1921 г. в Галлиполи с одобрения ген. Врангеля, переживало несомненный подъем. Об этом свидетельствкет ниже опубликованная статья кап. Орехова, одного из основателей Общества и редактора журнала «Часовой». В каждом городе российского рассеяния где проживали бывшие белые воины южно-русского фронта Гражданской войны возникали и крепли отделения или группы Общества галлиполийцев. Они организовали собрания, устраивали курсы и доклады, поддерживали публикации о белой борьбе и о «галлиполийском сидении». Состоявшее в Русском обще-воинском союзе Общество галлиполийцев также предоставляло ген. Кутепову большой процент участнков его подпольной борьбы против большевиков. В 1929 г., под верховным руководством ген. Кутепова (вскоре, в январе 1930, похищенного агентами ОГПУ), главными начальниками галлиполийцев были генералы Витковский и Репьев.

Белая эмиграция и венгерская революция 1956 г.

Поверженный Сталин
На советском танке

           Венгерская революция 1956 года длилась менее трех недель но стала первой серьезной угрозой владычеству СССР в Восточной Европе. 23 октября 1956 студенческая демонстрация в Будапеште, организованная в поддержку либерализации политического режима Польши, предпринятой Владиславом Гомулкой, была жестоко подавлена венгерскими силовыми органами. Эти действия властей привели к восстанию в Будапеште, а затем и по всей стране. Пришло к власти новое правительство Имре Надя с программой радикальных реформ, провозгласивше выход Венгрии из Организации Варшавского договора. Сохраняющие до того времени нейтралитет советские вооруженные силы приступили 4 ноября к подавлению восстания в стране и столице. Операция была завершена 10 ноября. В ходе боев погибло ок. 2500 венгров и 700 советский военных. 200 000 венгров бежали за границу.