Белый флот на юге России

Автор настоящего очерка, капитан 2-го ранга Борис Владимирович Карпов (1887-1953) окончил Морской корпус в 1908 г. В Первую мировую войну он служил на Черном море, участвовал в минных постановках у Босфора, был контужен. В Гражланскую войну служил во ВСЮР и в Русской армии. С весны 1920 г. Б.В. Карпов возглавлял оперативную часть штаба 2-го (Азовского) отряда судов Черноморского флота, руководил большинством десантных операций отряда. Награжден орденом Св. Николая Чудотворца. После эвакуации Крыма жил в Югославии, участвовал в деятельности Общества моряков военного и коммерческого флота.

Н.Р.

Прошло одиннадцать лет, как отгремели последние громы гражданской войны на юге России, но кто знает, не загремит ли снова война угнетенного и ограбленного русского народа с его злейшим врагом – III Интернационалом? Поэтому нам необходимо готовиться принять участие в этой не прекращающейся пока партизанской войне, как только она развернется шире и дать себе отчет в уроках прошлого.

До сих пор рассматривались только сухопутные действия и почти совершенно не касались морских, а, между тем, море и флот сыграли и будут играть громадную роль в гражданской войне. Поэтому, я постараюсь напомнить, хотя бы вкратце, что дал белый флот армии на юге в 1918-1920 г. Зима 1918 г. На Дону рождается Доброволческая армия и 25 февраля из Ростова выступает три тысячи русских русских рыцарей – защитников чести России, с генералом Корниловым и Алексеевым во главе. В их рядах идет частица флота – “морская рота”, под командой кап. 1-го ранга Потемкина.

Весна 1918 г. На Дону казаки подымают восстание и морские офицеры, оказавшиеся там, организуют Донскую речную флотилию, под командой контр-адмирала Фабрицкого. Она подымается вверх по Дону до Калача, очищает от большевиков придонские станицы, наводя панику на красных своим быстрым появлением и губительным артиллерийским огнем по их флангам и тылам.

На Кубани в то время развивается успех Доброволческой армии, но там моряки сражаются на сухопутьи, на морских бронепоездах, из которых особенно известен “Адмирал Непенини” со своим командиром лейтенантом Анатолием Макаровым, бесстрашным и прекрасным артиллеристом. Он погибает позже осенью 1918 г. смертью храбрых, под Ставрополем.

На Дону капитаны 1-го ранга Подгорный и Кононов вооружают тяжелыми 5-ти дюймовыми пушками морские бронепоезда, с успехом действующие в Донской армии,
а затем и в Добровольческой. Бывший командир морской роты кап. 1-го ранга Потемкин командует бронепоездом “Князь Пожарский”, особенно отличающимся впоследствии при взятии Харькова в 1919 г.

Осень 1918 г. Добровольческая армия на Кубани достигает больших успехов – почти вся Кубань очищена от большевиков. Армия значительно возросла, но она истекает кровью – у нее нет снарядов, нет патронов. Добровольцы ходят в атаки только в штыки, а потому несут огромные потери.

Но вот взят Новороссийск. Добровольческая армия подошла к морю и тотчас моряки, под командой лейтенанта Н. Машукова, снаряжают экспедицию на захваченных судах, на поиски снарядов. Они находят их на острове Березан, там склады бывшего Юго-Западного фронта. Моряки захватывают эти склады и грузят под огнем большевиков боевые запасы и доставляют их в Новороссийск. По тогдашним временам, это было таким важным и радостным событием, что ген. Деникин отдал особый благодарственный Машукову и всем морякам приказ.

Выход Добровольческой армии к морю открывал новый этап в белой борьбе – она получила отныне возможность снабжаться в неограниченном количестве морем. Теперь надо найти только поставщиков. Ими явились тогда союзники – английский и французский флоты.

Но это не свой флот. При первом натиске большевиков Одесса панически эвакуируется французами, а затем также эвакуируется 3 апреля 1919 г. и Севастополь. Наши моряки успевают все же вывести из Севатополя наиболее исправные военные корабли и пароходы в Новороссийск. От всего Крыма в руках добровольцев остается Керченский полуостров. Его обороне на Акманайских позициях сильно помогает со стороны Черного моря английский флот, а со стороны Азовского наша, наскоро вооруженная флотилия пароходов, под командой кап. 1-го ранга Дмитриева.

Начало июня 1919 г На Азовском море, в помощь нашей армии, наступающей от Мариуполя на Крым, уже действует отряд судов Азовского моря под командой кап. 1-го ранга Собецкого. 9 июня этот отряд с помощью английских судов высаживает два десанта – один в Геническе, под командой капитана 2-го Медведева и севернее его, у деревни Юшунь, под командой ген.-майора Залесского. Задача северного десанта выполнена, но прикрывавший его десант славного кап. 2-го ранга С.И. Медведева, всего из 87 человек, ворвавшийся в занятый большевиками Геническ, по исполнении своего задания, гибнет на транспорте “Перикл”, не будучи достаточно поддержан английскими судами, стоящими тут же в 5 милях. Храбрый кап. 2-го ранга С.И. Медведев и мичман Цепковский, тяжело раненные, исполняют вой долг и погибают. Поддержка чужого флота опять оказалась ненадежной.

Июль 1919 г. Черноморский флот уже частично возрожден, как только Севастоподь был надежно занят Добровольческой армией. Она уже блокирует Одессу, Николаев и Херсон.


Миноносец “Жаркий”

А августе “Генерал Корнилов” (“Кагул”), “Живой” и несколько вспомогательных судов под командой адм. Остелецкого в Сухом Лимане высаживают десант в 300 человек, при помощи которых местные офицеры захватывают Одессу. Одновременно особый “Кинбурнский отряд” (“Терец”, “Поспешный”, “Жаркий” и несколько вооруженных пароходов и барж, под командой кап. 2-го ранга Бубнова, после месячных упорных боев способствует армии переправиться через Днепр, Буг и Ингул и захватить Херсон, Николаев и Очаков. Таким образом, Белое движение питается и ширится на востоке и на западе морскими путями. Теперь уже белый флот может самостоятельно, без союзников, держать все морские и речные пути в своих руках. Его действия надежны и не повторится случаев, подобных эвакуации французами Одессы или слабой поддержки в Геничевске. Это обстоятельство – появление в руках белых собственного достаточно сильного флота, имеет огромное политическое и военное значение. С этих пор сообщение белой армии с заграницей, питающей ее боевым снабжением, находится твердо в собственных руках. Теперь иностранцы не могут уже так давить на волю нашего командования одной лишь угрозой увести свой флот.

Белая армия, под уларами превосходных красных сил, под давленем своего преступного политиканствующего тыла, терпит страшное поражение и отходит к Новороссийску. На Одессу отходят войска ген. Шиллинга. На Крым отсутпают немногочисленные силы ген. Слащева. Это все, что может защитить Крым и базу флота – Севастополь. Необходимо во что бы то ни стало укрепить Крым, куда может спастись белая армия, конечно с помощью флота.

Канонерская лодка “Терец”

Флот дает всё, что он может дать армии. Он выделяет Азовский отряд судов под командованием кап. 2-го ранга Машукова и посылает его в Азовское море 27 дек. 1919 г. на поддержку правого фланга наших войск, к Геническу, ибо здесь, по Арабатской стрелке, очень слабо защищенной истощенным тифом, но геройским Сводно-стрелковым полком, проходит путь из Геническа в обход всем перекопским позициям, на Акманай – Феодосию. Каноньерские лодки “Терец”, “Грозный” и ледокол “Гайдамак” проходят туда, становятся на фланге сухопутных позиций, вмерзают во льдах и вместе с войсками удерживают красных. Особенно хорошо действует “Терец”, с командиром 2-го ранга Шраменко. Это дает возможность ген. Слащеву стянуть все силы на Перекоп, где он ловкими маневрами всегда успешно отражает все натиски многочисленных красных. Крым удержан в значительной мере с помощью флота.

12-13 марта 1920 г., в Новороссийске, наш флот вместе с английским спасает остатки потерявшей дух белой армии. Затем эвакурует Туапсе и Адлер.

В Крыму, под твердой рукой нового вождя, ген. Врангеля, на территории, защищаемой еще стойкими войсками, славный дух быстро возвращается в белой армии, но союзники уже думают покинуть ее. Англия отказывается в поддержке своим флотом и Ллойд Джордж требует заключения мира. Тут то и сказалось наличие собственного флота. Пусть все корабли уходят, пусть мы будем оставлены ими, но мы будем продолжать борьбу, ибо море – пути заграницу в наших собственных руках. Война Польши с большевиками помогает нам и французы теперь заменяют англичан. Нам не нужно их живой силы – нужно лишь снабжение в кредит.

Благодаря флоту мы смогли выиграть эту трудную политическую игру. Несомненно, если бы нашего флота не было бы, то Франция не смогла бы поддержать нас, т.к. от ее флота потребовалась бы настоящая боевая работа, на что по состоянию духа экипажей и общественного мнения Франции она не была способна. Это показали Одесса и Севастополь. В Крыму значение флота для белой армии возросло до громадной величины.

Если в предыдущие периоды значение флота заключалось главным образом в обеспечении снабжения белой армии и перебросках ее на отдельные театры, то теперь к этим заданиям флота прибавилось:

1) Обеспечение берегов Крыма от десантов неприятеля, отражать которые у малочисленной армии не было резервов.

2) Активная, совместная с армией, деятельность флота для выхода армии из Крыма, где она не может долго оставаться, так как там не было средств ни для пополнения армии, ни даже для ее прокормления, ни, наконец, не было в ее сидении в Крыму политического смысла.

Выйти из Крыма белая армия самостоятельно не могла, так как пути через узкие Перекоп и Чингар были слишком сильно укреплены красными и прорыв здесь стоил бы непосильных жертв. Выход был возможен лишь при обходе фланга морем, то есть при десанте. Поэтому флоту ставилось задачей – владея Азовским морем, помочь армии десантом в правый фланг большевиков.

Первые, как бы пробные операции малыми силами были произведены как в Азовском море – высадка десанта в 450 чел. у Кирилловки 31 марта, так и в Каркинийском заливе, в Хорлах, Дроздовской дивизии.

25 мая (ст.ст.) Азовский отряд по плану, разработанному флотом по приказанию главнокомандующего, высаживает десант – 2-й армейский корпус около 10 000 чел., с ген. Слащевым, у Кирилловки, под руководством кап. 1-го ранга Машукова. Генерал Слащев наносит при минимальных потерях (40 чел. убитых и раненных), вследствие полной неожиданности и быстроты действий, сокрушительный удар по главному тылу красных. Одновременно, наши войска атакуют красных с фронта и этот блестящий маневр буквально уничтожает 13-ю советскую армию, запиравшую нам выход из Крыма.

На левом фланге нашей армии действовал третий отряд Черноморского флота под командой кап. 1-го ранга Собецкого, также немало содействоваший армии. Там же устья Буга – Очаков блокировали суда Черноморского флота. Керчь, лежавшая всего в полутора – двух милях от неприятельского берега – Тамани, охранялась исключительно флотом, также как и всё, совершенно открытое для десантов, побережие Азовского моря.

Азовское море, при развитии успеха нашей армии явилось путем вывоза хлеба из занятой нами Таврии. Хлеб шел и на пропитание войск и населения Крыма и на расплату с Францией за поставку оружия. Г-н Мильеран [глава французского правительства], на вопрос в Палате депутатов об израсходовании сумм на поддержку армии ген. Врангеля в Крыму, отвечал, что из 11 миллиардов франков, истраченных на это дело, 10 миллиардов уплачено хлебом! Эта возможность вывоза была обеспечена также отрядом судов Азовского моря, путем тесной блокады большевистского флота превосходной (к осени) силы в Мариуполе.

24 июня 1920 г. Азовский отряд высаживает, пройдя сквозь минные поля, глубоко в тылу базы красного флота Мариуполя в 25-30 милях к востоку от него у станицы Кривая Коса, отряд донских казаков (900 чел.) под командою славного полковника Назарова, который приходит на Дон и поднимает восстание. Всё же, к сожалению, благодаря отсутствию связи с другими повстанцами, оканчивается неудачно.

1-го августа 1920 г. Азовский отряд высаживает в станице Ахтырской корпус ген. Улагая (до 7 000 чел.), назначение которого поднять общее восстание на Кубани, взять Екатеринодар и дать возможность нашей армии перекинуть свои действия на Кубань. Высадка произведена удачно. Красные части разбиты, но после упорных боев десант, окруженный с трех сторон громадными силами противника, терпит бедствие, и не поддержанный населением, вынужден вместе с присоединившемися к нему кубанцами (до 20 000 чел.), под прикрытием флота грузиться на транспорты и возвращаться в Керчь.

Сентябрь 1920. По Азовскому морю идет усиленный вывоз хлеба. Он охраняется Азовским отрядом. Большевики, улучшив минуту, когда охрана коммерческих судов наполовину ослабела вследствие ремонта наших старых судов, дерзают выйти и напасть на наши пути, но, встретясь с вдвое слабейшими нашими силами, уходят, потерявши один корабль сильно поврежденным, в Мариуполь. Только недостаток снарядов на белом отряде делает этот бой 2 сентября нершительным. Коммерческие суда, однако, спасены и движение по морю обеспечено.


Адмирал М.А. Беренс

Адмирал М.А. Кедров

25 сентября 1920 г. Азовскаий отряд под командой контр-адимрала М. Беренса, совместно с армией занимает красную базу флота Мариуполь и загоняет красный флот в Таганрог.

Октябрь 1920 г. Польша заключила мир с красными и их несметные полчища обрушиваются на Крым. Азовский отряд задерживает своим огнем продвижение красных по Арабатской стрелке, которую не удержали сухопутные войска, и не дает большевикам выйти в тыл нашим позициям, но это уже поздно.

Наконец, последняя эвакуация армии и населения Крыма – 120 кораблей русского флота под командой вице-адмирала Кедрова в чрезвычайно трудных условиях спасают 135 тыс. человек войска и населения. Эта небывалая эвакуация такого огромного количества людей при слабых и ненадежных порою (материальных) средствах совершается так, что ни один человек желающий сесть на корабль не остался на береге.

Мне кажется, что и этого краткого перечня главнейших действий флота на юге России достаточно, чтобы вполне уяснить себе каково значение флота в гражданской войне – оно не менее такового сухопутной силы.

Кап. 2-го ранга Б. Карпов

“Часовой” № 68, 1931, стр. 10- 12.

Эвакуация из Крыма