1-ый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии начался 22 февраля 1918. Под военным командованием ген. Л. Г. Корнилова и гражданском управлением ген. М. В. Алексеева, добровольцы вышли из Ростова, где им не удавалось далее сдерживать наступление красных сил. Целью похода была Кубань: там слабые силы добровольцев (3 423 человека в строю) ожидали найти поддержку и подкрепление. На Кубани их, действительно, поддержала часть казаков, укрепившая ряды добровольцев. Но Добровольческая армия не смогла освободить Екатеринодара от красных и 13 апреля ген. Корнилов был убит вражеским снарядом. Заменивший его ген. Деникин решил вывести армию из Кубанского края в северном направлении. В пути пришла весть о вспыхнувшем на Дону восстании казаков против большевистской власти. Туда 13 мая 1918 Добровольческая армия вернулась в почти удвоенном составе (ок. 6 000 человек). Она прошла более 1000 верст, приняла 33 боя в течение 80 дней, потеряла ок. 400 человек убитыми и 1 500 ранеными. «Ледяным» 1-ый Кубанский поход был прозван из-за суровых погодных условий на Кубани: при резком похолодании, дождь, замерзая, вызывал оледенение шинелей и покрытие коркой льда раненых на обозах.
В августе 1918 г. ген. Деникин учредил «Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода»: терновый венец на георгиевской ленте для участвовавших в боях, и на владимирской ленте для не участвовавших.
В 1919 г. был создан в Екатеринодаре Союз первопоходников, который и в эмиграции оставался одной из самых активных и стойких в своих убеждениях белых воинских организаций. (В Югославии он наименовался Союзом участников 1-го Кубанского, генерала Корнилова похода.)
Редактор книги «Союз Первопоходников. 1919-1965» полковник Владимир Иванович Третьяков (1897-1975), кубанский казак, окончил Владикавказский кадетский корпус (1915) и Оренбургское казачье училище (1916). Сотник Кубанского казачьего войска. Участник 1-го Кубанского похода: начальник команды конных разведчиков Сводно-Кубанской офицерской батареи, затем в штабе конной бригады и Корниловском конном полку. С 26 дек. 1918 – есаул во ВСЮР и Русской Армии, эвакуирован на о. Лемнос, затем – в Югославии. Полковник. Служил в Русском Корпусе. После 1945 г. в США. Вице-председатель Союза первопоходников (1966–1974). Кубанский атаман. Сотрудник журнала «Военная Быль». Ум. 18 сен. 1975 на Толстовской ферме.
Генерал-майор Василий Семенович Хабалов (1870-1934) окончил 2-й кадетский корпус (1888) и Александровское военное училище (1889). В Мировую войну полковник, командующий железнодорожным батальонлм. Участник 1-го Кубанского похода во 2-й инженерной роте. Во ВСЮР занимал штабные должности. В 1919 г. председатель Союза первопоходников. Генерал-майор (с марта 1918). Эвакуирован в начале 1920 г. в Югославию. Ум. 11 дек. 1934 в Крагуеваце.
Генерал-лейтенант Африкан Петрович Богаевский (1872-1934), донской казак, окончил Донской кадетский корпус (1890), Николаевское кавалерийское училище (1892), Академию Генерального штаба (1900). Офицер л.-гв. Атаманского полка, командир 4-го гусарского полка. В Мировую войну генерал-майор, начальник 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. Георгиевский кавалер. В Донской армии, в янв. 1918 командующий войсками Ростовского района. Участник 1-го Кубанского похода: командир Партизанского полка, затем 2-й бригады. С мая 1918, председатель Совета управляющих отделами Донского правительства и управляющий иностранным отделом. Генерал-лейтенант (авг. 1918). С фев. 1919 войсковой атаман Донского казачьего войска. В Русской армии ген. Врангеля. В эмиграции в Софии, Белграде и с ноября 1923 в Париже. В 1930-х годах член приходского совета Св.-Александро-Невского собора. Умер от сердечного приступа 21 октября 1934.
В 1966 г., в предисловии к составленной им книги полковник В.И. Третьяков писал:
«Все меньше и меньше остается первопоходников. Но светоч, зажженный ими в начале 1918 г. горит и поход продолжается, и первопоходники вместе со всеми белыми воинами твердо уверены, что Первый поход будет все же победоносно закончен их сыновьями и внуками и Святая Русь будет опять великой и свободной, а Господь всегда с теми, кто идет на подвиг.»
Николай Росс
Выдержки из книги: «Союз Первопоходников. 1919-1965.» Под редакцией полковника В.И. Третьякова. Издание Музея Белого Движения Союза Первопоходников. Найак, Н.Й. 1966. С. 1-4 и 107-108.
Инициатива создания Союза первопоходников появилась во время празднования первой годовщины похода у старших начальников его в г. Екатеринодаре в начале 1919 года. В это время свыше 3 тыс. первопоходников находилось на фронте в строю, а около 500 человек, главным образом раненых, лежали в госпиталях, а неспособные из-за ранений к строевой службе – в тыловых учреждениях, а также и в особой роте при штабе Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. Для осуществления этой инициативы понадобилось несколько месяцев.
31 марта 1919 г. исполнилась годовщина со дня гибели ген. Корнилова. В городском театре Екатеринодара, при громадном стечении публики, состоялось торжественное заседание, на котором Главнокомандующий генерал Деникин сказал свою замечательную речь. Генерал Деникин, будучи Богом одаренным оратором, говорил всегда без всяких записок и видно было, что он не готовился к своим выступлениям заранее. Тем сильнее производили впечатление его выступления, глубокие по содержпнию и облеченные в необычайно красивую форму.
Когда на сцене появился ген. Деникин, весь зал разразился рукоплесканиями.
«Оставьте рукоплескания для живых. Мы чтим память мертвых, – остановил ген. Деникин эти овации.
Год тому назад, русская граната, направленная рукой русского человека, сразила великого русского патриота [ген. Корнилова]. Труп его сожгли и прах рассеяли по ветру. За что? За то ли, что в дни великих потрясений, когда недавние рабы склонились перед новыми владыками, он сказал им гордо и смело: ‶Уйдите. Вы губите русскую землю″. За то ли, что крепко и мучительно любил он народ, его предавший, его распявший?
Пройдут года и к высокому берегу Кубани потекут тысячи людей поклониться праху мученика и творца идеи возрождения России. Придут и его палачи. И палачам он простит… Но одним он никогда не простит. Когда Верховный главнокомандующий томился в Быховской тюрьме в ожидании шемякина суда Временного правительства, один из разрушителей русской храмины сказал: ‶Корнилов должен быть казнен, но когда это случится, придя на его могилу, принесу цветы и преклонюсь перед русским патриотом.″
Проклятие им, прелюбодеям слова и мысли. Прочь их цветы. Они оскверняют святую могилу, Я обращаюсь к тем, кто и при жизни Корнилова и после смерти его отдавал ему цветы своей души – сердца, кто некогда доверил ему свю судьбу – жизнь.
Среди страшных бурь и боев кровавых, останемся верными его заветам. Ему же – вечная память.»
Затем наступила годовщина 1-го Кубанского похода. Она была торжественно отпразднована парадом войск, торжественным заседанием, увеселением в городском саду Екатеринодара и т.п. Одновременно началась подготовка к организации Союза первопоходников и к созыву организационного собрания первопоходников для оформления Союза.
В сентябре 1919 года, вскоре после первой годовщины взятия гор. Екатеринбурга, в этом городе, в кинематографе «Палас», инициативная группа собрала общее собрание участников похода, которое, решив образовать Союз, избрало временное правление под председательством генерал-майора Василия Семеновича Хабалова и поручило правлению выработать устав Союза.
Вскоре устав и объяснительная к нему записка были написаны и представлены Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России ген.-лейт. А.И. Деникину, который и утвердил его. Согласно уставу в октябре 1919 года в Екатеринодаре было собрано снова общее собрание всех участников похода, которое избрало постоянное правление Союза. Председатедем был избран Ген. штаба ген-лейт. Африкан Петрович Богаевский, а секретарем есаул Всеволод Михайлович Маркевич. […] Зажженный первопоходниками в начале 1918 года в Донских и Кубанских степях светоч белой борьбы разгорался на Юге России в яркое пламя и неравная борьба продолжалась почти три года. […]
Прошло почти пол-столетия с тех славных дней, когда горсть верных долгу ушла в степи, в поисках Родины. Много крови было пролито в дни междоусобной русской брани; Много жертв осталось спать непробудным сном в степях Дона, Кубани, Юга России и на других белых фронтах неравной борьбы белого креста с красной звездой. Жертвы эти не были напрасны. Они дали ныне всходы в виде продолжения борьбы с большевиками не только в России, но и во всем мире, осознавшем опасность большнвизма, его ложь и безграничную тиранию.
И мы все, белые воины, в рассеянии сущие, вознося молитвы Творцу об упокоении светлых душ наших вождей и славных соратников, павших за Россию, и о здравии живых, вспомним все содеянное в те тяжелые, но славные дни и сохраним до конца непримиримость к узурпаторам власти над русским народом. Примеры истории дают нам полную уверенность в новое воскресение нашей многострадальной родины, –вопрос только в сроках. И если не мы, начавшие белую борьбу, то наши дети дождутся долгожданного часа возрождения Государства российского на его исторических началах. Далекое, прекрасное прошлое вольет новые силы в души тех, кто продолжает горячо и жертвенно любить нашу великую Родину.
Да будет вечная память о Первом кубанском походе. Вечная память павшим. Вечная слава живым.