Председатель Галлиполийского землячества в Праге, шт.-капитан Георгий Алексеевич Орлов (1895-1964), инициатор Съезда галлиполийцев в Чехословакии, происходил из купеческой семьи г. Могилева. В 1913 г. он поступил в Московский институт инженеров путей сообщения, в 1917 г. был призван в армию. В августе 1918 г. Орлов уехал на белый юг, служил в артиллерии Дроздовской дивизии, был из Крыма эвакуирован в Галлиполи. В октябре 1921 г. он числился среди 100 молодых галлиполийцев, стараниями ген. Кутепова получивших возможность окончить образование в Праге. Орлов прошел курс пражского Политехнического института, затем работал в Чехии инженером. После войны он жил и работал по специальности в г. Берн (Швейцария).
Первый докладчик на съезде генерал-майор Михаил Михайлович Зинкевич (1883-1945) окончил Киевский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское. Он отлтчился в русско-японской войне, в 1910 г. окончил Академию Генерального штаба, воевал на Кавказскм фронте в Мировую войну. В Добровольческой армии с 1918 г. В Галлиполи – инспектор Николаевского кавалерийского училища. В эмиграции – в Болгарии. С 1937 г. председатель Общества галлиполийцев. В 1942 поступил в Русский корпус. Скончался 23 февраля 1945 года от ран, полученных в бою с партизанами Тито.
Докладчик Василий Сергеевич Ильин (1888-1957), выпускник С.-Петербургсого университета по естествознанию, профессор Екатеринославского университета. В эмигрции – в Праге, преподаватель Карлова университета и активный общественный деятель, председатель Фонда Спасения России. Профессор ботаники Русского народного (с 1934 г. – свободного) университета, в 1939 г. его ректор. После войны боролся против насильственной репатриации советских граждан. С 1947 г. – в Венецуеле, профессор университета в Каракасе.
Фонд Спасения Родины, (в Чехии – под председательством В.С. Ильина), возник в 1920-х годах по почину вел. князя Николая Николаевича для финансирования подпольной работы на Россию ген. Кутепова. Он пополнялся регулярными взносами бывших белых воинов, а также многих гражданских лиц. До экономического кризиса, в Фонд жертвовали некоторые русские предприниматели и банкиры, сохранившие хоть часть своих прежних средств (например Густав Нобель или П.О. Гукасов). Помогали Фонду и богатые американские антикоммунисты (Генри Форд, Вандербильты…).
Докладчик Николай Александрович Цуриков (1886-1957) окончил юридический факультет Московского университета. Участник Мировой и Гражданской войны. Сотрудник правительства ген. Врангеля. В эмиграции – в Праге. Публицист и общественный деятель. Активный член РОВС, идеолог Белого движения. В послевоенные годы проживал в Мюхене. Староста Св.-Серафимовской церкви.
Архимандрит Исаакий (Иван Васильевич) Виноградов (1895-1981), сын земского учителя, прошел два курса С.-Пб. духовной академии, затем воевал на Румынском фронте, участвовал в походе Яссы-Дон и служил в дроздовских частях. Капитан, галлиполиец. В эмиграции учился в Св.-Сергиевском богословском институте (Париж). Активно участвовал в деятельности РСХД. В 1928 г. – иеромонах. Назначен в Прагу, гле был ближайшим помощником еп. Сергия (Королева). В 1936 г. – архимандрит, духовник пражских витязей. Арестован в 1945 г. В 1946 г. освобожден из Карлага по настоянию архиеп. Венского МП Сергия (Королева). Служил в Альма-Ате. С 1958 г. – настоятель собора в г. Елец.
Митр. прот. Михаил Викторович Васнецов (1884-1972), сын знаменитого художника, Окончил физико-математический факультет Московского университета. Преподаватель в Москве, ассистент Одесской обсерватории. Участник гражданской войны, подпоручик, галлиполиец. Священник в Праге с 1933 г. С 1946 г. – настоятель Св.-Николаевской русской церкви.
Николай Росс
«Съезд представителей галлиполийских организаций в Чехословакии». Часовой № 106. Июль 1933 г. С. 23-26. Статья печатается в выдержках.
Съезд представителей галлиполийских организаций в Чехословакии
Провожая 26 октября 1921 г. из Галлиполи 1-ю сотню студентов, положивших начало возникновению галлиполийских организаций в Чехословакии, генерал Кутепов на пристани говорил: «Держитесь всегда вместе, в особенности в начале вам тяжело, быть может, придется.» Генерал Врангель, прощался с «1-й сотней» в Константинополе следующими словами: «Вы переезжаете в страну, где среди эмигрции сильны левые течения. Трудно отсюда предуказывать вам формы для вашей организованной, как отдельной группы, жизни – вы сами разберетесь в обстановке и найдете нужные пути. Помните, что важнее всего дух, его и берегите.» Других указаний не было дано, но этими словами было сказано многое – дух, подкрепленный единением и единение, пропитанное здоровым духом.
Самостоятельно строя в Чехии свою организацию, первые галлиполийцы положили в основу ее принципы, обеспечившие ей живое, уже почти 12-тилетние существование и выгодно отличавшее ее от остальных эмигрантских соединений. Дни текли, все начали грешить в смысле указанных основ; острота боли за Россию стиралась, сознание долга начало тускнеть. Наступивший мировой кризис сдавил и организации, и отдельных лиц, и больше чем в прошлые годы сузил круг интересов и помыслов русских воинов. Мы переживаем тяжелый для всех период, но в то же время объективная обстановка во всем мире складывается так, что могут наметиться контуры будущего выхода России из коммунистического тупика: бесспорно то, что наша родина стоит перед величайшими трудностями. Необходимо сознавать, что только выполнением до конца своего национального долга эмиграция сможет помочь России и не потеряет права на участие в ее воссоздании.
Эти соображения и заставили галлиполийские организации в Чехословакии созвать съезд, на котором [следовало] уточнить свое отношение к необходимости продолжения борьбы с большевиками до желанного и неминуемого конца.
В письме на имя начальника подотдела председатель Р.О.В. Союза генерал Миллер писал: «Приветствуя всякий обмен мнений, клонящийся к изысканию путей и способов наилучшей работы, как отдельных чинов, так и целых групп, входящих в состав Р.О.В. Союза, а также к укреплению их дисциплины, спайки, взаимной поддержки и выручки, я не могу не пожелать и намеченному в Праге съезду наиболее продуктивной работы и от души приветствую всех его участников, а г.г. инициаторов съезда и в первую очередь шт.-капитана Орлова благодарю за их желание принести наибольшую пользу нашему общему делу.»
Начальник III отдела Р.О.В. Союза генерал Абрамов писал председателю Галлиполийского землячества в Праге: «Подчеркиваю ценность подобных совещаний людей, собирающихся не для разговоров, а для дела, людей связанных единым прошлым и будущим, имя которым – борьба за освобождение России.»
Сами организаторы съезда говорили: «Мы ждем от предстоящего съезда решений, связанных с укреплением силы и определенной устремленности наших организаций. Если никто не вправе требовать от каждого проявления героизма, то все мы вместе должны призывать друг друга к выполнению долга.»
Съезд открылся 4 июня и закрылся на другой день в Праге. В президиум съезда вошли: председатель – шт.-кап. Орлов, вице-председателями кап. 1 ранга Подгорный и корнет Белоусов […]. Состав съезда – все представители галлиполийских организаций в Чехословакии. […]
На открытую часть съезда было приглашено несколько видных русских общественных деятелей, в том числе князь П.Д. Долгоруков и академик П.Б. Струве.
4 июня было отслужено молебствие игуменом от. Исаакием (галлиполиец – в миру капитан Виноградов), в сослужении с о. Михаилом (бывшим председателем Галлиполийского землячества в Праге поручиком Васнецовым). От. Исаакий в своей проповеди сказал: «Будем все мы нести каждый свой крест духовного или христолюбивого воинского служения Богу и Родине, любовью к которому одинаково горят ныне сердца наши. И да осветит и вдохновит нас всех в нынешний день благодать Всесвятого Духа.» В 10 часов съезд открылся, За столом президиума начальник подотдела Р.О.В.С. в Чехословакии генерал Зинкевич и председатель Галлиполийского землячества в Праге шт.-капитан Орлов.
Генерал Зинкевич передал приветствие собравшимся от председателя Р.О.В. Союза, указав, что генерал Миллер всегда подчеркивает спайку и жертвенность галлиполийцев в Чехословакии. Предложив послать генералу Миллеру приветствие от съезда, генерал Зинкевич указал, что галлиполийцы ему безгранично преданы и сделают все, что от них зависит и что возможно для блага нашего дела. Р.О.В.С. – огромная сила. Это доказывается уже тем, что большевики напрягают много усилий для того, чтобы парализовать наше влияние. «Объехав недавно Францию, Болгарию, Югославию, я снова почувствовал эту силу Р.О.В. Союза, его спайку.» К сожалению Р.О.В.С. не представляет собою совершенно однородную массу, которую хотелось бы иметь. Он разделяется на активных и пассивных. Необходимо опираться на наш актив, заставить его интенсивнее работать под руководством командования.
Для работы на Россию и в России нужно знать ее очень хорошо. Необходима работа и в рядах эмиграции для объединеия ее вокруг Р.О.В. Союза. Никто не мешает так Коминтерну как Р.О.В.С., большевики это прекрасно чувствуют… Генерал Абрамов прекрасно написал о том, что у нас есть фронт и у нас есть тыл. Задача съезда услить работу на Россию. В бытовом плане – поднятие тыла на должную высоту, работа среди эмиграции для выявления вражеских сил. «Я отношусь к вам с глубоким доверием, жду от вас работы и уверен, что вы найдете нужные методы и формы.» […]
Далее слово взял председатель Галлиполийского землячества в Праге шт.-кап. Орлов:
«Мы собрались для обсуждения мер оживления наших организаций, ибо в дни, когда кризис сдавливает и организации и отдельных членов, необходимо, чтобы руководящие ими органы усилием энергии и деятельности укрепляли положение. Довольно часто теперь приходится слышать, что трудно в данное время оживлять работу, еще труднее искать и требовать пафоса борьбы, ибо давно наступили серые будни. Если верно то, что мы переживаем жестокий и суровый период времени, то никак нельзя соглашаться с тем, что для нас наступили будни, ибо для этого нет налицо необходимой предпосылки: мы не дома, мы в эмиграци…
Начало нашей белой борьбы с большевиками тоже большинство населения считало буднями и оставалось нейтральным, тем самым показав, что оно не отдает себе ровно никакого отчета в размерах, шансах и целях гражданской войны. Теперь все здесь и там каждый день испытывают на себе эту роковую ошибку. В продолжении трех лет на разных концах русской земли шла вооруженная борьба с большевиками. Ее выдерживали те, нашедшие в ней смерть герои, память о которых должна быть для нас священна, и те, оставшиеся в живых, большинство из которых объединено в Р.О.В. Союзе. Теперь, когда наступил 13-й год со дня оставления нами Русской Земли, мы должны своей работой уверить себя и других, что, несмотря на понесенные утраты, несмотря на бесчисленные жертвы и наблюдаемое кругом угасание, мы, белые воины, в состоянии еще принести свой отпор для общего дела, в состоянии еще сослужить свою службу.
В Галлиполи находится могила известного турецкого писателя Намык-Кемаль-бея, которого местное население называло пророком. Он интересен для нас, русских, потому, что как-то предсказывал, что Россия упадет на голые камни подбитым орлом, с подрезанными крыльями. Орел русский упал. Есть что-то символическое в том, что он орошил кровью своею именно галлиполийские камни, сковывающие могилу названного писателя. Если мы хотим, чтобы в будущей России не забылось это трагическое пророчество и рядом с ним соединялось сказание о том, как на пустынных камнях и песках Галлиполи, Лемноса, Чаталджи и Бизерты укрепился порыв к спасению родины и сыграл должную роль в ее освобождении, то не буднями должны мы считать настоящее время, а отмечать его определенной устремленностью в работе общественно-политического порядка. От нашего съезда хочется ожидать решений в смысле укрепления силы и устремленности в работе наших организаций, а от собравшихся руководителей и обязательства при проведении намеченных мер в жизнь на местах.» […]
Следующий доклад прочитал председатель отдела Фонда Спасения Родины в Чехословакии проф. В.С. Ильин. По его словам:
Фонд Спасения Родины ставит своей задачей материальное обеспечение и моральную поддержку активной борьбы против советской власти, ведущейся на территории России… Отделения фонда находятся более, чем в 30 странах. Первое место по количеству собираемых средств принадлежит Югославии, второе Чехословакии, третье Франции и четвертое Болгарии, в прочих странах сборы и организация фонда значительно слабее. […]
Часто ставится вопрос – действительно ли ведется активная борьба и какие доказательства мы тому можем представить? Исключтельно доверие к руководящим лицам. Косвенным доказательством может служить непрерывные нападки на Р.О.В.С. большевиков, стремящихся к его уничтожению. О работе белых в СССР вы можете достаточно найти в советской печати. Наконец, они похитили генерала Кутепова. Фонд Спасения Родины тесно связан с Р.О.В.С., он может и должен взять на себя чисто политическую работу и создать вокруг Союза и активной работы сильную численно, идейно и материально организацию из живых сил эмиграции и привлечь симпатии иностранцев. […]
Национальная эмиграция готова сотрудничать со всеми противобольшевицкими силами в России и в эмиграции, независимо от политической программы. Она не стремится к политической или личной мести. Не стоит за реставрацию, но категорически отрицает возможности эволюции советской власти и поэтому не может работать с соглашателями. Для национальной эмиграции приемлемо объединение всех групп, стоящих на платформе создания национального государства, где могли бы свободно развиваться все слои населения и все народы, входящие в состав России и не стремящиеся к ее распылению. […]
После проф. В.С. Ильина слово было предоставлено Н.А. Цурикову, который сделал доклад на тему о политическмх группировках в эмиграции и о задаче национальных ее кругов. […]
Цуриков следующим образом заключил свой доклад:
«Что же мы, рядовые русские эмигранты, можем сделать, чтобы помочь увеличить масштаб ведущейся работы? Планов много… Но я знаю одно: пока широкие круги Русского Зарубежья не будут представлять из себя материально-духовной базы (‶патриотического тыла″) борьбы – дело не подвинется. Для того, чтобы Русское Зарубежье было активизировано, прежде всего надо, чтобы активными были те, через которых эта активизация может быть произведена. Сила Галлиполи, вся та атмосфера напряженной собранности, которая там была – результат не только воли руководителей – генерала Врангеля и ген. Кутепова и патриотической готовности людей там находившихся, но и совместной жизни в одном лагере. Активации Зарубежья прежде всего мешает его географическая разбросанность. ‶Борьба с географией″ может быть сравнительно успешной лишь на путях исключительно крепкой организации и не пренебрегания маленькими делами.»
В закрытой части съезда были рассмотрены следующие вопросы:
1) Существо наших организаций, их современное состояние и наши задачи.
2) Образование областного правления Общества галлиполийцев в Чехословакии; обсуждение его задачи.
3) Вопросы экономического порядка и взаимопомощи.