Автор настоящего очерка, протоиерей Порфирий Бирюков (1880-1957), сын священника, окончил Пермскую семинарию и был рукоположен во священника в 1912 г. Поселившись во Франции в 1920 г., он был первым настоятелем русской церкви в Бельфоре, затем, с 1927 по 1932 г., настоятелем Сергиевской галлиполийской церкви в Париже, с 1932 по 1937 г. настоятелем Покровской церкви в Лионе. Поселившись в 1937 г. в Парагвае, о. Порфирий основал русскую Покровскую церковь в Асунсьоне и до 1954 г. был ее настоятелем. По воспоминаниям одного из его прихожан, о. Порфирий Бирюков был «культурным, образованным священником, отличавшимся строгостью в соблюдении порядка богослужения».
(На фотографии в первом ряду : митр. Евлогий и прот. Георгий Спасский. Во втором ряду направо: прот. Порфирий Бирюков.)
Н.Р.
Маленькая, небогатая, не имеющая собственного здания, – церковь эта помещается в лекционном зале Общества галлиполийцев, 81, рю Мадемуазель, и имеет характер домовой церкви.
Отдел Общества галлиполийцев во Франции, основанный в 1923 году, группирует вокруг себя 20 полковых и других ячеек, возглавляемых начальниками.. Эти части имеют свои полковые, училищные и традиционные праздники, дни годовщин исторических событий, дни памяти погибших от зверской большевицкой руки и на поле бране убиенных вождей, соратников и т.п. И все эти части желают молиться не только за усопших – погибших в боях и умученных, – но и о здравии возглавляющих их начальников и однополчан. Отсюда нужда в исполнении весьма необходимых богослужений частного характера. А так как в первые годы эмигрантской жизни в Париже встречались, из-за недостатка священников, затруднения в своевременном удовлетворении религиозных нужд чисто военных организаций и не каждый чин, окончив работу, мог попасть на церковную службу в центре Парижа, у председателя отдела, ген. Репьева, возникла мысль создать свою военно-походную церковь.
Осуществлению этого замысла помог простой случай. Поручик А.Г. Васьковский, работая на заводе, познакомился со священником о. Ф. Поставским, работавшем также на заводе, и доложил об этом председателю отдела. Священник Поставский был приглашен совершить в зале собрания Общества галлиполийцев те церковные службы, которые возможно править, не имея св. антиминса и свободного иконостаса.
Вскоре после этого в Париж прибыл командир Марковского пехотного полка ген.-майор Пешня и представил председателю отдела Общества галлиполийцев бывшего полкового священника о. Иоанна Малинина, который согласился быть постоянным священником. Тогда возник вопрос о получении от правящего архиереея митрополита Евлогия св. антиминса и свободного иконостаса.
Для 6-го особого назначения полка русской армии на Французском фронте был написан известным, ныне покойным, художником С. Соломко иконостас на полотне. Этот иконостас оказался к означенному времени свободным. Председатель отдела поручил поручику Васьковскому исполнить обязанности церковного ктитора и отправил его к митрополиту Евлогию с просьбой о предоставлении иконостаса Галлиполийской церкви. 10 марта 1926 г. были получены радостные сведения, что иконостас будет выдан, а 13 марта уже было указано время получения, а именно 16 марта. Поручиком Васьковым, с помощью генерала М.И. Репьева, кап. Рашевского и других лиц иконостас был погружен на подводы и привезен в здание отдела, где и установлен в углу лекционного зала, отделяя собой небольшой, но вполне достаточный для богослужения, алтарь. День, установки его – между 25 марта и 3 апреля. У ктитора Васьковского денег было лишь сто франков, и он с этой суммой занялся устройством престола, жертвенника, аналоев и подсвечников. Облачения на престол и жертвенник были сшиты неутомимой и бескорыстной работницей на церковь Т.В. Репьевой.
Таким образом, задуманное дело устроения походной церкви с помощью Божьей и сочувствием добрых людей, осуществилось. 7 апреля 1926 года, накануне Благовещения, была отслужена церковная всенощная, а 8 апреля (25 марта) – первая литургия, которую совершил о. Иоанн. К сожалению, пробыв около года, о. Иоанн заявил председателю, что он служить в походной церкви больше не будет, и тогда председатель отдела обратился к митрополиту Евлогию с просьбой о назначении в походную церковь другого священника. И 12 февраля 1927 г. таковым был назначен священник Порфирий Бирюков, состоящий и ныне при ней.
За эти пять лет общими усилиями генерала Репьева, его жены Татьяны Васильевны, ктитора полк. Ардаматского, его супруги, а также иждивением добрых людей, церковь обогатилась имуществом, приобрела достойный своего звания вид и собирает в свои стены на богослужения не только людей военных, но и значительное число не состоящих членами отдела мирян.
Не мало было хлопот, самоотверженной и бескорыстной работы; не мало проявлено святой любви, побуждавшей шить необходимые для ризницы одежды, украшать св. иконы цветами и… давать правою рукою так, чтобы об этом не знала левая.
Да благословит Господь всех плодоносящих и добродеющих!
Священник П. Бирюков
«Часовой» № 79, 1932, стр. 30.