Русский обще-воинский союз

Членская карточка РОВСа
Членская карточка РОВСа

И.А. Ильин. «Что такое Русский обще-воинский союз (РОВС). Ко дню двадцатипятилетия, протекшего со дня его основания главнокомандующим П.Н. Врангелем» // Наши задачи. Статьи 1948-1954 г.г. Т. 1. Издание Русского обще-воинского союза. Париж. 1956. С. 153-155.       

Иван Александрович Ильин
И. А. Ильин

Автор настоящей статьи, Иван Александрович Ильин (1883-1954), cын присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, закончил историко-филолгический и юридический факультеты Московского университета. С 1909 г. Ильин преподавал в нем в качестве приват-доцента, а с 1918 г. профессора правоведения. В 1922 г. его выслали по приказу Ленина из Советской России на знаменитом «философском корабле». В 1923-1934 г.г. Ильин был профессором Русского научного института в Берлине и стал одним из главных идеологов Белого движения. С 1938 г., желая уберечь себя от преследований нацистов, И.А. Ильин переселился в Швейцарию, где проживал до самой смерти. В 2005 г. его прах был перезахоронен в Москве на кладбище Донского монастыря. Идеи Ильина получили немалый резонанс в национально настроенных кругах русской эмиграции и оказали существенное влияние на мировоззрение А.И. Солженицына.

            В публикуемой ниже статье Ильин утверждает, что главные идейные основы Белого движения – свободный выбор борьбы за новую Россию и ее восприятие в облике единого национального целого, из чего вытекает решительный отказ от деления русских граждан на своих и чужих по партийному признаку.   

                                                                                                                      Николай Росс

Барон П.Н. Врангель
Барон П.Н. Врангель

            Двадцать пять лет назад, – 1 сентября 1924 года, – последний главнокомандующий Русской армией, Петр Николаевич Врангель, преобразовал кадры ее в некое новое и небывалое еще в русской истории воинское братство, наименованное им Русским обще-воинским союзом. С тех пор прошло четверть века. Это было трудное время, бурное, соблазнительное и для многих мучительное: эпоха политических и военных крушений. Сокрушалось все, что изменяло чести, верности и духовной свободе. Русский обще-воинский союз, положивший в основу своего бытия именно эти начала, пережил эту эпоху и понес свое русское национальное знамя вперед. Да сохранит его Господь и впредь, по последней предсмертной молитве его главнокомандующегою «Боже, спаси Армию!».

           Пишущему эти строки пришлось недавно услышать вопрос о том, что такое Русский обще-воинский союз и не есть ли он политическая армия? Ответ, данный им по личному разумению, он ныне предлагает на всеобщее обсуждение.        

            «Русский обще-воинский союз никогда не был политической партией и если он когда-нибудь превратится в таковую, то он изменит своему основному существу.

            Политическая партия делит свой народ на своих и чужих, и ищет успеха именно своим; примеров того было у нас достаточно перед глазами. Она отправляется не от Целого и думает не о Целом, а представляет интересы только одной части народа. (все равно – класса, сословия, профессионального союза или церкви). Этот партийный интерес она стремится выдать за всенародный и тем навязать его всему народу; и для этого она добивается власти. Для приобретения власти она ведет агитацию, раздает обещания, восхваляет себя, старается захватить так называемые обществеенные высоты (редакции, банки, влиятельные должности и т.д.), вносит пристрастный дух партийности во всю культуру, извращает все критерии жизни, интригует, пачкает других и обычно неутомимо лжет везде в свою пользу.

           Всем этим РОВС никогда не занимался и таких целей никогда себе не ставил. Он искал не власти, а служения; отстаивал не партийное дело, а национально-государственное; объединял, а не разделял; жертвовал, а не приобретал. Он носил на себе дух национальной, патриотической армии, а не частного сообщества граждан, соорганизовавшихся для легального, а по настоящему времени, может быть и полулегального или даже вовсе нелегального захвата власти. Этому духу РОВС доселе и оставался верен.

            Ныне он не есть армия, ибо силою вещей законная русская власть исчезла и у этой бывшей славной армии нет верховной власти, ни территории, ни оружия, ни настоящей воинско-армейской организации. Но он есть кадр русской армии, орденски спаянной национально-патриотичесским единомыслием, единочувствием и единоволением. И к этому воинскому кадру и духу примыкает в таком же порядке единочувствия, единомыслия и единоволения кадр непартийных политических деятелей, не служивших в армии, но верных России, духу Целого и белой борьбе за родину. И примыкать к этим двум кадрам, думается мне, надлежит всякому, кто помышляет о спасении России, а не о партийном делении ее народа и не о партийном захвате власти. Этот дух надо сохранить и передать русскому народу во что бы то не стало.»

            «Но не означает ли это, – был задан вопрос, – что члены РОВС обречены на государственном бессмыслие и на отсутствие всякой политической программы?»

1924 год

           Ответ был: «Наоборот, государственное бессмыслие начинается именно там, где люди предоставляют своим главарям думать за них, а сами повторяют чужие выдумки. Этого никогда не было среди членов РОВС-а. С самого начала Добровольческой армии люди шли в нее по собственной инициативе, сами думали, сами решали, свободно подчинялись и не считались со своим чином, шли нередко рядовыыми бойцами и за совесть боролись. С тех пор в Союзе культивировалась всегда организационная субординация и духовно-политическая индивидуализация.  Какое же тут бессмыслие?

            Что же касаетя программы, то за эти долгие годы мы видели много программ. Все они были беспочвенны, ибо составлялись заочно, в отдалении от России; все они устаревали через несколько месяцев после своего изобретения; все они имели доктринерский характер и ограничивались заимствованиями у Западной Европы. Это удовлетворяло только близоруких и наивных людей, думающих по бумажке и боящихся куда-то опоздать.

            Нам надо думать самостоятельно и готовить в душе новую Россию.»

Иван Александрович Ильин — 30 августа 1949 г.