На мине Перник (Письмо из Болгарии)

В воскресенье 28-го сентября /1930 г., здесь и ниже курсив – Н.Р./ на мине /шахте/ Перник состоялось торжественное освящение памятника русским, нашедшим здесь вечное упокоение, сооруженного самими русским перничанами.

Русские ученые, вернувшиеся из поездки по Болгарии после закрытия пятого съезда, отозвались на приглашение посетить мину Перник, познакомиться на месте с условиями жизни и работы русских воинов на Пернике и присутствовать на освящении русского памятника.

Дирекция мины Перник, узнав о прибытии высоких гостей, также пожеллала принять участие в их встрече и приеме, и это скромное русское торжество превратилось в большой русско-болгарский праздник. Гости из Софии разновременно прибывали на Перник, – кто поездом, кто автомобилем.

Среди гостей: министр торговли г. Мишайков, профессор Златарский, русские профессора Кизеветтер, Струве, Ильин, Буйницкий, Долинский, Демосфенов, Исаев, Малышев, доктор Штумпф и другие. Здесь были также прибывшие из Софии представители Русского обще-воинского союза, начальники частей и председатель Союза ветеранов Освободительной войны.

Генерал Зинкевич /командир Алексеевского полка в Болгарии и председатель отдела Общества галлиполийцев/ приветствует гостей и особенно благодарит наших ученых, которые оказали честь своим посещением.

Профессор Кизеветтер высказывает свою радость, что удалось посетить Перник и ближе познакомиться с работающими здесь русскими воинами.
– Как историк и как ученый, говорит он, посвятивший всю свою жизнь изучению истории нашей великой Родины, могу сказать вполне определенно, что великая Россия восстановится во всей своей славе.

Профессор Струве, вспомнив вождей Добровольческой и Русской армии, чьи портреты развешаны по стенам собрания, в искренних и простых словах высказал уверенность в воскресении великой России.

Генерал Абрамов /председатель 3-го отдела РОВС/ от имени русского воинства благодарил профессоров за их моральную поддержку, за те теплые слова, которые они высказали и за посещение перничан.
– Как в бою помощь соседей и с тыла имеют огромную роль, – говорит ген. Абрамов, – так и сейчас мы ценим ту поддержку, которую нам оказывают наши ученые, поддерживая нас в той борьбе, которую мы вели и продолжаем вести во имя Родины. Сейчас мы открываем на Пернике памятник тем русским воинам, которые погибли здесь, не дождавшись воскресения России. Лучшей же для них памятью и памятником для тех сотен и тысяч могил, которые мы оставили на полях чести Юга России, в Крыму и Таврии, – является сознаваемый нами долг вести эту борьбу до свержения большевиков и в единении с вами, и при вашей поддержке мы долг свой до конца выполним.

Затем, в театре мины С. Анны состоялся прекрасно сервированный более, чем на сто человек обед от дирекции мины.

За обедом г. министр Мишайков сказал прочувственное слово, отметив значение для культурного мира русской науки и высказал горячую уверенность. что страна, имеющая такую историю и такие научные силы, – вновь возродится и займет подобающее место покровительницы славян.

Главный директор мины в своем приветствии, благодаря за посещение, подчеркивает, что русские ученые являются двойными гостями и их, болгар, и работающих на мине русских рабочих. Ему особенно приятно засвидетельствовать, что русские, вынужденные из-за куска хлеба стать на непривычные тяжелые минные работы, вызывают с его стороны и со стороны администрации мины чувство восхищения за свою добросовестную работу, дисциплинированность и порядок, и что эти войны — минеры с достоинством терпеливо и смиренно несут тяжелый крест, ниспосланный им судьбою. Далее, главный директор провозгласил здравицу за скорейшее освобождение «нашей освободительницы России».

Профессор Кизеветтер произнес тост за болгарский народ и державного вождя Царя Бориса. Профессор Струве поднял бокал за Русский обще-воинский союз и за находящегося здесь генерала Ф.Ф. Абрамова, а генерал Абрамов благодарил министра Мишайкова и в лице главного директора администрацию мины за всегда сердечное отношение к русским рабочим на мине.

Все тосты встречаются громкими ура и русским и болгарским национальными гимнами, которые исполняются играющими за обедом двумя оркестрами: минным струнным и русским балалаечным.

Вдохновенная речь профессора Долинского «за героев войны пошедших под землю за Россию», привестствие председателя Союза ветеранов освободительной войны генерала Никольского, благодарность генерала Зинкевича и подмеченное им редкое явление, когда за одним столом сидят и министр, и администрация мины и русский шахтер — работник; – это отношение говорит за то, что Болгары поняли исключительное положение русского рабочего воина — шахтера.

Около 4-х часов дня все уже, во главе с министром Мишайковым, – на кладбище. Перед глазами вырастает огромный памятник (6-7 метров высоты) из камня – усеченная пирамида, напоминающая памятник /1-ой пехотной дивизии/ в Галлиполи. К памятнику ведет несколько ступенек и воздвигнут он на разработанной площадке, наверху кладбища. На памятнике надпись: «Русские Русским 1930 г.»

После освящения памятника генерал Зинкевич кратко знакомит с историей возникновения этого памятника и с той отзывчивостью, с которой отнеслись русские перничане. Через Перник прошло около пяти — шести тысяч русских; бывало здесь три тысячи и даже более одновременно русских рабочих; сейчас осталось около 350 человек. Каждый перничанин, узнав о постройке памятника,  – счел своим долгом внести свою лепту на его сооружение. Генерал Зинкевич отметил заслуги кмета города Перник, предоставившего для упокоения русских отдельное место; подчеркнул работу комитета по сооружению памятника, инженера Берладина, составившего проект и наблюдавшего за постройкой; указал на добросовестность тех русских и болгар, которые работали по возведению этого монумента.

П. Я.
( Журнал «Часовой» № 41, 1930, стр. 24)


Русский памятник на Пернике в 2010 году