Генерал Кутепов в Белграде (март 1929)

 

Белград. Гробница ген. Врангеля в русской церкви под знаменами русских полков

            25 апреля 1928, при загадочных обстоятельствах, скончался основатель и председатель Русского обще-воинского союза генерал Врангель. Приказом почетного председателя РОВС вел. князя Николая Николаевича (скончавшегося 5 января 1929) его заменил во главе РОВС генерал от инфантерии Александр Павлович Кутепов, бывший командующий 1-м армейским корпусом в Русской армии ген. Врангеля в Крыму и в Галлиполи. С середины 1920-х годов ген. Кутепов также руководил подпольной работой белых в Советском Союзе. Несмотря на разблачение в 1927 г. организованного чекистами пресловутого Треста («Монархического объединения Центральной России»), он активно продолжил свою тайную деятельность по засылке белых бойцов в СССР через финскую, польскую и румынскую границу. 26 января 1930 ген. Кутепов был похищен в Париже гуппой агентов ИНО ОГПУ и французских коммунистов и погиб во время операции. Его заменил ген. Е.К. Миллер, которого также, в сентябре 1937, похитили советские агенты.
            В марте 1929, ген. Кутепов совершил поездку в Чехию и Югославию, с целью  укрепления связей с членами РОВС в этих странах и их боевого духа. Уточним биографии нескольких названных ниже лиц, участвовавших в его чествовании в Белграде.          

С.Н. Палеолог

            Сергей Николаевич Палеолог (1887-1933), до 1917 г. директор департамента в МВД, затем один из руководителей Управления внутренних дел ген. Деникина. В августе 1920 назначен ген. Врангелем  правительственным уполномоченным по делам русских беженцев в Королевстве СХС (буд. Югославия). В сентябре 1920 – член Державной комиссии по делам русских беженцев. Активно участвовал в сборе средств для финансирования борьбы белых против большевиков. Ум. 3 апр. 1933 в Белграде.             

Ген. Э.В. Экк

                Генерал от инфантерии Эдуард Владимирович Экк (1851-1937), с 1869 г. офицер л.-гв. Семеновского полка, окончил Академию Генерального штаба в 1878 г. Командир 23-го армейского корпуса в Мировую войну. В Добровольческой армии и ВСЮР с 31 янв. 1919. Занимал различные штабные должности. Галлиполиец. В эмиграции в Югославии. До января 1933 начальник 4-го отдела РОВС, представитель Главнокомандующего в Белграде. Ум. 5 апр. 1937 в Белграде.

Ген. А.М. Драгомиров

               Генерал от кавалерии Абрам Михайлович Драгомиров (1868-1955), офицер л.-гв. Семеновского полка, окончил Пажеский корпус и Академию Ген. штаба (1893). В Первую мировую войну командовал дивизией, корпусом. Главнокомандующий войсками Северного фронта. С авг. 1918 помощник ген. Деникина. В окт. 1918 – сент. 1918  председатель Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. В сент.  – дек. 1919 командующий войсками Киевской области. С 1920 г. – председатель кавалерской думы Ордена Св. Николая Чудотворца. В эмиграции – в Белграде. С 1924 генерал для поручений при председателе РОВС. С 1931 во Франции, одно время руководитель особой работы РОВС. Ум. 9 дек. 1955 в Ганьи (Франция).    

Ген. И.Г. Барбович

            Генерал-лейтенант Иван Гаврилович Барбович (1874-1947) окончил Елисаветградское кавалерийское училище (1896). Полковник, командир 10-го гусарского полка. В Добровольческой армии с января 1919. С  марта 1919 командир 2-го конного полка, затем командовал кавалерийской бригадой и дивизией. В Русской армии ген. Врангеля командир Сводного (с 7 июля Конного) корпуса. В Галлиполи начальник 1-й кавалерийской дивизии. С сен. 1924 помощник начальника, с янв. 1933 начальник 4-го отдела РОВС. Ум. 21 мар. 1947 в Мюнхене.

                                                                                                          Николай Росс              

Чествования ген. Кутепова в Белграде

         Генерал Кутепов в Чехии и Югославии. // В Белграде. «Часовой» № 5-6, март 1929. С. 5-6. Текст подвергся легкому редактированию.

Офицерское собрание

           Чествования генерала Кутепова открылись 11 марта [1929] торжественным банкетом общественных организаций в Русском офицерском собрании. Ген. Экк открыл банкет предложением почтить вставанием память великого князя Николая Николаевича, генерала Врангеля и всех, ушедших от нас, бойцов за Россию. Первый тост был провозглашен за Е.В. Короля Александра.

Ген. Экк

            В речи, обращенной к генералу А.П. Кутепову, ген. Экк отметил,  что в очень тяжелое время, когда один за другим сошли в могилу ген. Врангель и великий князь, все бремя возглавления пало на А.П. Кутепова. Отмечая то общее доверие и любовь, которыми пользуется ген. Кутепов, ген. Экк заключил свою речь словами:
            – Да благословит вас Господь довести нас до победного конца!
           После приветствий С.Н. Палеолога, представителей монархических партий, Р.Ц.О. [Российского центрального объединения], белградской колонии, П.Б. Струве, М.А. Суворина (от газеты «Новое Время»), ген. М.Н. Маркова (от  казаков), ген. [В.А.] Артамонова (от сокольства), профессора [Е.В.] Спектровского и инженера Максимова, слово берет ген. Кутепов и произносит речь, в которой говорит, что несмотря на тяжкие утраты, пережитые армией, не должно быть уныния, ибо преемственность вождей верная гарантия того, что борьба не должна прекращаться, да и обстановка складывается не в пользу большевиков, – русский народ, одураченный большевиками, начинает прозревать и крепнет крестьянство в ненависти к красным. Русский народ не поверит ни партиям, ни программам, он поверит той власти, которая охранит его жизненные интересы. Многие говорят, что цепи падут сами, – нет, их надо разорвать и в этом эмигрция должна бороться за свободу своего народа. Впереди нас, светлым маяком будут идти наши почившие вожди и последний из них – великий князь Николай Николаевич.

Ген. Кутепов посещает Первый русский кадетский корпус.

         Официальная часть банкета закончилась речью ген. Кутепова, в которой он отметил ислючительно сердечное отношение Югославии к русской эмиграции: нигде не живется так русским, как в этой стране. Благодаря за тосты, генерал заметил, что все их относит он не к себе, а к армии. От имени армии он и благодарит всех. Указав еще раз на необходимость сплоченности и единения, генерал призвал русских людей никогда не забывать этого.
         13 марта состоялся банкет воинских организаций. В переполненном зале офицерского собрания генерал Кутепов был исключительно тепло и радостно встречен собравшимися офицерами. Перед банкетом ген. Кутепов сделал сообщение о современном внутреннем положении России. Указав на то, что Европа стоит перед разрешением главного своего вопроса – о репарационных платежах, ген. Кутепов считает, что она волей-неволей должна будет заняться и другим жизенным для нее вопросом –  о Советской России, ибо прежние возможности торговать с большевиками и помещать свои капиталы безнадежно разбиты. Все яснее становится, что для всего мира, в том числе и Америки, выгоднее иметь дело с сильной и богатой Россией, чем со страной, не могущей и не хотящей исполнять своих обязательств.
            Внутреннее положение в это время безнадежно ухудшается. Ген. Кутепов делает подробный анализ состояния крестьянства, рабочих, интеллигенции, Красной армии, – и приходит к выводу, что распад во всех областях не только продолжается, но очевидно ускоряется. Таким образом и во внешнем, и во внутреннем положении намечаются сдвиги.
            – Я нарочно подчеркиваю эти слова: намечаются сдвиги. Пусть не примут мои слова так, что переворот совершится завтра. Но дело сдвигается с мертвой точки. В это время мы должны еще более взять себя в руки, еще теснее сплотиться друг с другом, сознавая всю ответственность этого момента.

Король Югославии Александр I

            После этого генерал Экк предлагает почтить вставанием память почивших вождей и провозглашает тост за короля Александра, покрытый дружным «ура». Когда смолкло «ура», ген. Экк обратился с приветствием к ген. Кутепову, напомнив как в тяжелое время, когда отошли от нас наши вожди, ген. Кутепов взял на себя всю тяжесть и всю ответственность этого момента.

Похороны ген. Врангеля в Белграде.

            Когда смолкло «ура», ген. Экк обратился с приветствием к ген. Кутепову, напомнив как в тяжелое время, когда отошли от нас наши вожди, ген. Кутепов взял на себя всю тяжесть и всю ответственность. «Мы ответили вам нашим полным доверием, зная, что вы поведете нас по пути, по которому вели нас наши почившие вожди. Спаси вас Господь, чтобы вы довели дело до освобождения Державной России и ее армии!»
            Ген. Драгомиров приветствует от имени центрального правления Общества офицеров Генерального штаба, заканчивая свою речь словами «основная мысль наша, что только русская рука спасет Россию, и что Русской армии не придется краснеть за годы изгнания», подымает свой бокал за Русскую армию и ее возглавителя, ген. Кутепова.

Сербия

            Ген. Барбович говорит от чинов Галлиполийской группы в Кор. С.Х.С., в которую входят части 1-го Арм. корпуса. Все эти части верны заветам великого князя и ген. Врангеля. Они отдают себе отчет в той тяжелой задаче, которую взял на себя ген. Кутепов. Они скорбят, что более десяти лет они лишены возможности биться с большевиками. Но они всегда готовы по первому зову отдать жизнь за Родину, помня славные заветы наших вождей.

ген. А.П. Кутепов

           После ряда других приветствий, генерал Кутепов говорит:
            «Есть объективная разница между настроениями десять лет тому назад и теперь. Десять лет тому назад многие боялись говорить о борьбе. Теперь об этом говорят открыто. Я вижу это по настроению во многих странах. Это ясный и очевидный сдвиг. Но мало говорить о борьбе. И вот является вопрос: идет ли борьба? Многие думают, что борьба идет только тогда, когда они знают, как она идет. Я же говорю вам: борьба идет тогда, когда об этом не знает никто. Но борьба продолжается – и мы все узнаем время от времени о благородных жертвах этой борьбы.

Галлиполийцы

           Я был во многих странах, – продолжает ген. Кутепов. – Я видел русского офицера – рабочим, шофером, служащим. Офицер испил чашу до дна, – и остался русским офицером. Но и для русского офицера есть опасность­: это тина обывательщины. Нельзя превращаться в беженскую пыль. Нельзя растворяться в местных и узких интересах. Надо помнить, что Русь создавалась на костях русского офицера. Офицер выявился и во время революции и выявляет себя и в изгнании.
            Что осталось у офицера? Чувство долга и чести. Он помнит, что великая честь – сложить свою голову за Родину. Дорожите же своей организацией, любите ее, держитесь теснее друг друга. Помните о почившем нашем главнокомандующем, незабвенном генерале Врангеле. Вы знаете, как любил он русского офицера, как вся мысль его, вплоть до его смерти, была направлена к Русской армии. Помните о великом князе Николае Николаевиче. До последнего дня он думал о русском офицере. Но теперь это поняли все. Те знаки внимания, которые мне оказываются, отношу я к великой Русской армии и подымаю бокал за ваше здоровье.»