В середине 1920-х годов русская колония в Марселе отставала по своей численности от колоний Парижа с окрестностями, Лазурного берега и Лиона. Жизнь была тяжелой для большинства русских беженцев. Многие работали грузчиками в порту. В городе тем не менее организовался ряд активных русских общественных и юношеских организзаций. Первый, Воскресенский, русский православный приход в Марселе первоначально имел свою церковь на пароходе русского торгового флота, застрявшего в Марселе. Затем была также устроена церковь в бараке русского беженского лагеря Camp Victor Hugo. В 1927 г. в самом городе были основаны еще две русские церкви: Св.-Георгиевская и Св.-Гермогеновская. Во время Второй мировой войны почти все русские марсельские общественные организации прекратили свое существование. Войну пережили лишь православные приходы и Союз русских военных инвалидов.
Отделение Общества галлиполийцев в Марселе возникло в ноябре 1924 г. Отделение возглавил подполковник Г.А. Ушаков. Его первым секретарем-казначеем был Н.Ф. Журбенко, которого сменили полковник Я.Н. Цыба и подпрапопрщик А.К. Частий.
Подполковник Георгий Александрович Ушаков окончил Елисаветградское кавалерийское училище в 1915 г., служил в 16-ом гусарском полку, затем в Вооруженных силах Юга России и в Русской армии. Эвакуирован из Крыма на корабле «Решид-Паша». В эмиграции во Франции. Возглавлял марсельскую группу РОВС, группу 1-го армейского корпуса и отделение Общества галлиполийцев в Марселе; председатель Союза русских военных инвалидов. Умер 22 ноября 1962 г. в Марселе.
Чиновник военного времени Николай Федорович Журбенко, (1886 — ?) служил во ВСЮР и Русской Армии. В Марковской железнодорожной роте до эвакуации Крыма. Эвакуирован из Севастополя на транспорте «Корнилов». Состоял в 1-й роте Железнодорожного батальона Технического полка в Галлиполи.
Полковник Яков Никифорович Цыба окончил Киевское военное училище в1902 г., служил в Добровольческой армии и ВСЮР. С января 1919 командир Отдельной телеграфной роты штаба Главнокомандующего ВСЮР. В Русской армии в частях связи до эвакуации Крыма. В 1-й телеграфной роте Телеграфного батальона Технического полка в Галлиполи.
Подпрапорщик Андрей Кириллович Частий (1894 — ?) служил во ВСЮР и Русской армии до эвакуации Крыма. Галлиполиец. В июле 1922 в лагере «Селемие» (ок. Константинополя).
Активную роль в жизни Марсельского отделения Общества галлиполийцев играл таже полковник Иван Иванович Калашников, служивший в ВСЮР и Русской армии. Из Галлиполи он эвакуировался в Болгарию в составе Алексеевского полка.
Николай Росс
Марсель
(Часовой № 139-140. Декабрь 1934. С. 39.)
Марсельское отделение Общества галлиполийцев ведет свое существование с 22 ноября 1924 года. Мало галлиполийцев было в ту пору в Марселе и его окрестностях; занятые своим устройством, поиском работ, труда, занятий, они не были объединены, но при взаимных встречах друг с другом у каждого нарастало сознание в необходимости периодически, возможно чаще, встречаться всем галлиполийцам, объединиться в одну семью. Первым, перешедшем от слов к делу, был воен. чиновник Марковской ж.д. роты Журбенко, положивший много труда, забот и усилий к созданию в Марселе объединения галлиполийцев. Вначале ноября он с другими галлиполийцами обратился к подполковнику Ушакову с просьбой объединить галлиполийцев, живущих в Марселе и его окрестностях и возглавить это объединение. Подполк. Ушаков созвал общее собрание, на котором было постановлено сорганизоваться в особое отделение Общества галлиполийцев. Единогласно были выбраны: председателем отд. – подполк. Ушаков, секретарем – воен. чин. Журбенко. Значительно позже секретарем-казначеем – полк. Цыба. После него казначеем подпрапорщик Частий.
Материальное положение отделения на первых порах было не из блестящих: неотложные и неизбежные расходы едва покрывались членскими взносами, других же доходов не было. Однако, отделение пережило этот период, организация окрепла и к началу 1926 г. Марсельскле отд. О-ва галлиполийцев представляло уже из себя хорошо спаянную, тесно сплоченную, дружную семью. В том же году отделение официально зарегистрировалось в местной префектуре и с этого времени представляло собою уже юридическое лицо. 1926 г. для членов отделения был особенно тяжелым. Экономический кризис во Франции вызвал безработоцу. Поэтому отделению пришлось изыскивать способ добывания средств; членских взносов было недостаточно для покрытия необходимых расходов.
1927 г. в отношении безработицы оказался еще тяжелее предыдущего, поэтому отделение еще шире пошло навстречу членам. К одному из больших культурных начинаний этого года надлежит отнести создание собственной библиотеки.
Отделение оказывало посильную помощь не только членам отделения, но и посторонним лицам, оказавшимся вследствие болезни или временной безработицы в затруднительном положении. В 1924-1929 г. отделение, не располагая какими-либо особыми капиталами, средствами, пожертвованиями, а лишь членскими взносами и доходами от вечеров – выдало 9 926 фр. ссудами и авансами и более 3 000 фр. безвозвратными пособиями. Столь широкая помощь, такой сердечный отклик на всякий призыв о поддержке наглядно свидетельствуют, что правление отделения прилагало все свои силы, опыт и умение изыскивать, находить средства для жизни и процветания отделения.
1930 год ознаменовался в жизни отделения приездом группы 1-го Арм. Корпуса из Болгарии под командованием полк. Калашникова.
Так как экономический кризис принимал необыкновенные размеры, а вместе с ним увеличилась нужда среди членов, то по инициативе правления была учреждена [1-го августа 1931 г.] при отделении касса взаимопомощи. […] К созданию кассы взаимопомощи много труда положил полк. Калашников, состоящий председателем правления три года, шт.-кап Абальянц и подпор. Валов. […]
Еще в 1932 г. открылись курсы военного знания по приказанию начальника групп 1-го армейского корпуса. На курсах помимо предметов военного характера были проччитаны доклады по изучению СССР, как равно уделено внимание и вопросам политическим. Начальником курсов назначен опытный и любящий это дело – полк. Калашников, помощником его подпоручик Данилов.
Отделение в протяжении десяти лет своего существования всемерно стремилось служить Родине, сохраняя традиции Русской армии, поддерживая воинскую доблесть и дисциплину среди своих членов, имея в виду, что сохранение военных традиций и воинской доблести является основным и непременным условием успеха в деле служения Родине. Отделение, помогая материально своим членам, в то же время по мере возможности оказывало помощь церкви, инвалидам, учащимся, туберкулезным и детямю так, например, от устройства вечера было отчислено для детского интерната – 981 фр. Передано было в Фонд спасения Родины с 1931-1934 – 1 284 фр.
Укрепляя самые дружеские и благожелательные добрососедские отношения с воинскими и другими национальными русскими организациями, отделение всегда играло роль в деле объединения русской организации на основе необходимости деятельного служения Родине. Все приказы, распоряжения и взгяды Командования неуклонно и твердо проводились отделением в жизнь. Отделение Общества галлиполийцев в Марселе дало для Армии и Родины следующих работников, которые нашли применеие своим способностям вне отделения: подполковник Ковалев состоит секретарем-казначеем Союза офицеров участников Великой войны, помощником уполномоченного главного комитета Фонда спасения Родины; кап. Зубов – начальник канцелярии Марсельского района РОВС; капитан Брезовский – секретарь сестричества Св. Гермогена; штабс-капитан Абальянц – председатель Синдиката русских трудящихся христиан и заместитель председателя Союза русских военных инвалидов; вольноопределяющийся Сметанин – представитель Национального союза нового поколения. […]