В пригороде Бокка курортного французского города Канн на Лазурном Берегу, в 1920-х и 1930-х годах работал крупный металлургический завод Aciéries du Nord, занятый главным образом ремонтом железнодорожных вагонов. Завод нуждался в рабочей силе, и в обескровленной войной Франции он находил ее среди иностранцев, в том числе и русских. Большинсто из последних работали простыми разнорабочими, получая в среденем 3 фр. 30 с. в час при 48-часовой рабочей неделе (фр. франк в 1930 г. равняется прибл. 40 сант. евро). Иностранцам никаких карьерных перспектив на заводах не предоставлялось и в случае экономических затруднеий их первых на законном основании лишали работы. Поэтому постепенно многие русские покидали рабочие поселки и находили себе новую профессию в крупных городах, но в начале 1930-х годов в самом Бокка, в г. Канн и его в окрестностях проживало еще несколько сот русских
В Канн и Бокка, наиболее многочисленной и активной воинской организацией было Объединение Лейб.-гв. Атаманского полка, но как и во всех прочих промышленных центрах Франции где образрвались русские колонии, там также оказалось много галлиполийцев. В 1928 г. была освящена в Канн-Ля-Бокка церковь имени Св. Тихона Задонского, устроенная в наемном помещении и выдержанная в красивом русском стиле. У еее настоятеля, деятельного священника о. Алексея Селезнева, было в те годы ок. 400 прихохан, больше чем было прихожан у настоятеля соседнего Каннского храма. Избранный пердседателем местного отделения Общества галлиполийцев полковник Дмитрий Дмитриевич Тарасевич (1889-1967) служил с 1918 г. в Добровольческойц армии. Из Гакллиполи, он эвакуировался в Болгарию, в составе Офицерской артиллерийской школы, а ззатем перебрался во Францию. Помимо Общества галлиполийцев, полк. Тарасевич возглавлял также местный Союз Георгиевских кавалеров и группу РОВС в Канн-ля-Бокка.
Н.Р.
Год тому назад, 18 октября 1929 г., состоялось собрание галлиполийцев, в числе 24 человек, проживающих в Канн и Бокка. На общем собрании, под председательством офицерской Артиллерийской школы полковника Тарасевича, было единогласно решено организоваться в особое отделение с подчинением центральному Парижскому союзу. Затем единогласно были избраны: председатель — полковник Тарасевич, членами — подполковники Клепацкий и Чебанов, секретарем и казначеем — шт.-капитан Витте, председателем ревизионной комиссии — шт.-кап. Клейн, членами — поручик Пономарев и корнет Щелканов. Первой и основной задачей поставило себе Общество — это широкое объединение всех галлиполийцев, проживающих в Канн, Бокка и их окрестностях.
По распоряжению начальника Армейской группы, генерал-майора Хрипунова, Общество нашло себе приют в одном из бараков, принадлежащих заводу в Бокка. В этом бараке сосредотачиваются главным образом чины 1-го армейского корпуса и галлиполийцы, работающие в Бокка. Общежитие рассчитано на 40 человек, при нем имеется столовая, где за 10 фр. 50 с. можно иметь полное суточное довольствие. Живущие в бараке имеют за такую минимальную плату здоровую и сытную еду, благодаря труду и энергии хозяина собрания чиновника Ильичева.
С первых же дней своего существования, Общество приступило к изысканию средств для образования кассы взаимопомощи. В течение года Обществом было устроено 7 концертов — вечером в Канн и Бокка. Чистый доход выразился в сумме 4 429 фр. Согласно постановлению общего собрания, от чистого дохода с вечеров и концертов отчисляется 20-25 % в Фонд спасения Родины. Всего за год Обществом было отправлено в Фонд спасения Родины 1 020 фр. с вечеров, на помощь Дальнему Востоку 100 фр., на розыски генерала Кутепова 950 фр. и 508 фр. — чистый доход с ужинов, устроенных Обществом в Фонд спасения Родины. Кроме того, в течение года были выданы ссуды с возратом в размере 2 000 фр.
В июле месяце явилась мысль о создании галлиполийского оркестра. Были приобретены с рассрочкой платежа инструменты на сумму 2 968 фр. Создать оркестр было предложено галлиполийцу капитану Колгановскому. Благодаря исключительной энергии капитана Колгановского и серьезному отношению к делу всех участников оркестра, оркестр в короткий срок стал на надлежащую высоту и совершенствуется все более и более. Галлиполийский оркестр посетил командира 1-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Витковского в Ницце и играл в Русском доме отдыха. Неоднократно участвовал в концертах, устраиваемх Обществом в Бокка.
Оркестр заинтересовал собой французскую прессу и получил ряд приглашений участвовать в благотворительных концертах. Одним из самых блестящих выступлений оркестра было 22 ноября, на концерте, устроенном Обществом в Канн. Оркестр показал на этом вечере удивительную технику и дисциплину. Его выступление было отмечено большой статьей в французской газете «Эклерер».
23 ноября, по случаю 10-летия высадки 1-го корпуса в Галлиполи, в помещении барака был отслужен молебен. Все галлиполийцы были в строю, во главе с национальным флагом. На молебне присутствовали: начальник Армейской группы генерал-майор Хрипунов, председатель французских комбатантов, председатель каннского отделения Военно-морского союза старший лейтенант Рожко, представители Лейб-гвардии Атаманского полка и много приглашенных гостей. После молебна, состоялся обед и танцы.
За отъездом некоторых членов правления, состав его изменился и в настоящее время оно сотсоит из следующих лиц: председатель — полковник Тарасевич, члены — подполковники Клепацкий и Чебанов, секретарь — поручик Гутляр, казначей — подпоручик Сенаторов. Ревизионная комиссия: председатель — шт.-кап. Клейн, член — поручик Пономарев. В настоящее время Общество галлиполийцев состоит из 53 человек.
Правление
(Журнал «Часовой» № 46, 1930, стр. 29-30)