Белые воины в Коломбеле

Коломбель. Ген. Е.К. Миллер среди белых воинов

            Русская колония в Коломбеле (Colombelles), промышленном предместье нормандского города Кан (Кальвадос) в 1920-1930-х годах была одной из самых крупных и активных во Франции.
            Начало жизни русских колоний во французской провинции (отчасти и в Парижском районе) было однородным. В стране, обескровленной Первой мировой войной, но переживавшей годы экономического подъема, ощущалась большая потребность в рабочей силе. Среди чинов Русской армии генерала Врангеля, к началу 1922 г. переведенных из Галлиполи и с острова Лемнос в Сербию и Болгарию, росло стремление хоть немного улучшить условия своей часто тяжелой и бесперспективной жизни на Балканах. Росло схожее настроение и среди русских военных и гражданских лиц, эвакуированных на суднах Русской эскадры в Бизерту.

Генерал Е.К. Миллер

           Нуждающиеся в рабочей силе французские предприятия посредством своих агентов на местах и при содействии штаба ген. Врангеля заключали краткосрочные коллективные рабочие контракты с группами армейских чинов  и организовали их переезд во Францию. К тому же многие русские, приехавшие в страну в индивидуальном порядке, по собственной инициативе нанимались в рабочие на французские заводы. Работодатели особенно ценили высокую трудовую дисциплину своего русского персонала, а также его политическую благонадежность.
            Чтобы склонить русских рабочих к заключению или возобновлению контракта, им нередко была обещана и предоставлена помощь в устройстве на новом месте православного храма. И, действительно, в ряде русских рабочих колоний было с середины 1920-х годов при содействии руководства  предприятий – работодателей основано во Франции около пятнадцати русских церквей, некоторые из которых сохранились до наших дней.  Эти храмы играли центральную роль  не только в церковной, но и в общественной жизни русской колонии. Как правило, они устраивались в черте рабочего поселка в случайном помещении. Но Коломбельская церковь была построена как настоящее храмовое здание благодаря существенной материальной помощи местного завода – Нормандского металлургического общества (SMN). Воздвигали храм сами прихажане в свободное от работы время. Св.-Сергиевская церковь в Коломбеле была освящена митрополитом Евлогием 11 декабря 1927 г.

Коломбель. Св.-Сергиевская церковь в 1930-е годы

            В остальном Коломбельский приход мало чем отличался от большинства русских приходов в рабочих поселках. Его храм окармливал несколко сот прихожан, главным образом местных русских рабочих. (К концу 1920-х годов подписало контракт с SMN около 2 000 русских рабочих, но многие не оставались долго на месте.) Семейных среди них было меньшинство и  многим из них приходилось брать себе в жены не-русских, что усложняло передачу русских ценностей подрастающему поколению. В каждом из этих приходов организовалась приходская школа и русская библиотека. Активно вели свою деятельность местная группа РОВС и отделение Союза галлиполийцев. У казаков (составляющих в Коломбеле около половины состава русской общины) была своя особая общественная жизнь. При церкви проводила педагогическую работу одна из русских юношеских организаций,  – разведчики, скауты или витязи. Устраивались вечера и концерты, часто с участием прекрасно спетого церковного хора. К храмовому празднику стремились приурочить приезд архиерея, его служение в церкви и беседы с прихожанами были большим для них праздником. Местные отделения русских организаций приглашали из Парижа комнетентных докладчиков.

Коломбель. Св.-Сергиевская церковь в наши дни

                Галлиполийская группа в Коломбеле входила в Союз Галлиполийцев во Франции – 1-й отдел Общества галлиполийцев. Союз насчитывал 21 отделение в стране. Коломбельское отделение сперва возглавлял капитан Кирьянов, затем шт.-капитан Яструбецкий.

Коломбель. Парад русских разведчиков в церковной ограде

            Капитан Константин Александрович Кирьянов (? — 1936) был участником похода Яссы — Дон  ген. Дроздовского, позже служил во 2-м Офицерском Дроздовском стрелковом полку. Галлиполиец. В эмиграции жил в Болгарии, затем во Франции.

Коломбельцы. В центре – о. Михаил Соколов и ген. Е.К. Миллер

               Шт.-капитан Василий Софронович Яструбецкий (1893-1979), участник Первой мировой войны, поручик. В 1918 г. – в гетманской армии. Участвовал в Гражданской войне на юге России, служил в Корниловской дивизии. Галлиполиец, затем в Болгарии и во Франции. С 1931 г. возглавлял группу 1-го армейского корпуса и отделение Союза галлиполийцев в Коломбеле. Церковный староста в 1930-1934 гг.

Белые воины в Коломбеле

           В Коломбеле был активен Русский обще-воинский союз (РОВС), основанный и возглавленный 1 сентября 1924 ген. Врангелем. После смерти  Врангеля в апреле 1928 г., РОВС-ом  руковолил ген. Кутепов, с января 1930 г. ‒ ген. Миллер, с 1937 г. ‒ ген. Архангельский. В РОВС-е состояли не отдельные лица, а воинские организации, среди них самой крупной было Общество галлиполийцев. В конце 1920-х годов во французском отделе РОВС числилось ок. 20 000 человек. В Коломбеле и в ближайших поселках проживало много членов РОВС. Они играли существенную роль в общественной, а также и в церковной жизни.

Русские рабочие в Коломбеле

            Коломбельскую группу РОВС возглявлял генерал-майор Александр Альфонсович Куявский  (1880-1968) – участник Первой мировой войны и Гражданской войны на юге России. В Русской армии ген. Врангеля Куявский командовал Таганрогским пехотным полком, затем – галлиполиец. В Болгарии  –  в Алексеевском полку. После войны жил и умер в Ментоне.

Закладка Св.-Сергиевского храма прот. Димитрием Троицким. 7 ноября1926 г.

           Ген. Куявский работал на заводе кладовщиком. Русский коломбелец Н. Н. Гукович вспоминал, что когда генерал проходил из своего дома на завод вдоль строящегося железнодорожного пути, русские рабочие опускали поднятую ими рельсу на землю и принимали стойку смирно. Невольно им подражали и французские рабочие, которым также  приходилось тем же образом отдавать честь русскому генералу.

Митр. Евлогий в Коломбеле, 1936 г.

            РОВС и галлиполийцы активно участвовали в создании и укреплении Коломбельского прихода.
            16 сентября 1925 г. начальник 1-го отдела РОВС ген. П.Н. Шатилов обратился к митрополиту Евлогию с письмом, где он писал: «При недавнем посещении мной группы русских воинских чинов, работающих на металлургическом заводе в сел. Коломбель, близ гор. Кан (деп. Кальвадос), мне было сделано от лица группы заявление о желательности учреждения в сел. Коломбель постоянного прихода.» Ген. Шатилов указывал, что настоятелю прихода будет предоставлено заводской администрацией жилье и что она также позаботиться о помещении для церкви. Прихожане же возьмут на себя обеспечение настоятеля «ежемесячным вознаграждением».

Поселок для семейных рабочих SMN
Галлиполийский крест

           Первые годы прихода оказались неспокойными. Возник острый конфликт между настоятелем коломбельского Св.-Сергиевского храма прот. Димитрием Троицким и большинством его прихожан. 17 мая 1927 председатель отделения Союза галлиполийцев капитан Кирьянов обратился к митрополиту Евлогию с письмом, в котором он писал: «Отделение Союза галлиполийцев в Коломбеле в собрании своем от 8 мая с.г. выслушав заявления многих членов союза о прискорбном состоянии местного церковного прихода, постановило обратиться к Вашему Высокопреосвященству и молить Вас ускорить разрешение создавшегося печального положения в нашем приходе. /…/ У каждого из нас является желание как можно скорее видеть конец этих прискорбных явлений.» Митрополит Евлогий велел ответить капитану Кирьянову, что он принимает необходимые меры для исправления положения.

Полк. П.Н. Богданович

            В 1928-1942 гг. настоятелем Св.-Сергиевского храма в Коломебеле был о. Михаил Соколов (1901-1981), бывший офицер, участник Первой мировой и Гражданской войны, эвакуировавшийся из Крыма в Бизерту. Он вполне сочувствовал деятельности коломбельских воинских организаций и всячески им содействовал. К тому же в 1930-х годах активно работала в Коломбеле дружина Национальной организации русских разведчиков (НОРР), основанной в 1928 г. полк. П.Н. Богдановичем и при содействии воинского начальства получившей значительное развитие во Франции. В составе ок. 70 детей и подростков в конце 1930-х годов,  коломбелькое отделение НОРР, под руководством М.Л. Ольгского, устраивало сборы при Св.-Сергиевской церкви, походы и лагеря. Организация стремилась передать подрастающему поколению любовь к отечеству, патриотические ценности Императорской России и Белого движения.
            Коломбельские воинские союзы организовали доклады приезжих лекторов, благотворительные вечера с артистической программой. Иногда воинским организациям приходилось брать на себя функцию представителя  русских эмигрантов перед франуцзскими властями и общественностью, как например после убийства 6 мая 1932 г. в Париже президента Французской Республики Поля Думера неуравновешшенным кубанским казаком Паввлом Горгуловым.

Русские разведчики в Коломбеле.

             14 мая 1932 г. местная газета «L’Ouest-Éclair» опубликовала письмо вдове президента от местной русской колонии, подписанное настоятелем храма о. Михаилом Соколовым, председателем коломбельского отделения РОВС генералом Куявским и атаманом казачьей станицы полковником Войска Донского М.В. Кузнецовым (1887-1961). В письме указывалось: «Ужасное преступление, которое Вас только что коснулось, а также коснулось всей Франции таким трагическим образом, потрясло до глубины души всех русских эмигрантов, членов русской колонии в Коломбеле. Мы считаем необходимым изъявить Вам нашу глубокую симпатию и заверить Вас, что несчастье Франции также наше несчастье. Наша боль тем более сильна, что покойный президент был верным другом России.»

Русские коломбельцы

            Как и повсюду в русском зарубежье, в коломбельской церкви часто служились молебны и панихиды, заказанные местными воинскими объединениями. Некоторые из этих богослужений имели общественное значение. В номере «Возрождения» от 19 ноября 1938 г., например, объявлялось, что «по инициативе группы РОВС и Галлипоийского отделения в Коломбеле, 21 ноября, после литургии, будет отслужен молебен о спасении Родины с установленными поминовениями».

Коломбель. В приходской школе

           Бывшие русские военные, как и прочие участники Первой мировой войны, ежегодно приглашались местными французскими военными союзами на официальные торжественные церемонии, организованные 11 ноября, в день окончания войны и поминовения ее жертв. 11 ноября 1934 г. траурное торжество приняло особый характер: недавно (9 октября) был убит в Марселе хорватским террористом Александр I, король Югославии, наследницы королевства Сербского – верного союзника Франции и России в военные годы.

Коломбель. В Св.-Сергиевской церкви

            Перед выстроенными рядами, о. Михаил Соколов отслужил панихиду, красочно описанную в номере от 12 ноября газеты «L’Ouest-Éclair»: «У памятника [погибшим военным], перед столом, покрытом черной материей, прозвучали литургические молитвы, произнесенные русским попом из Коломбеля, к которому присоединился русский хор этого поселка. И одним из наиболее волнующих моментов  церемонии был тот, когда мы услышали в ночи, одновременно с шелестом шелка колышущихся на ветру флагов и вымпелов, эти теплые и иизкие голоса, поющие на неизвестном нам языке но с вполне понятными  для нас интонациями, возносящими молитвы за тех кто, здесь, в этом земном мире, стали защитниками Правды и Долга.»
            Св.-Сергиевский храм сильно пострадал от ангийских бомб и снарядов во время высадки Союзников в июне 1944 г. Он был вскоре восстановлен стараниями прихожан. Но в военные и послевоенные годы ряды русской колонии в Коломбеле сильно поредели. Постепенно русская общественная жизнь оскудела и фактически сошла на нет в 1960-х годах.

                                                                                                          Николай Росс