Коммюнике 12
Как описать неописуемое ? Кто не был на Соловках, тому мне трудно простыми, неловкими, земными словами описать святое место.
Но начнём с самого начала. Как же я с братьями и отцом, с нашими дорогими Алексеем, Петром и Александром, все – члены СПГ, оказался там в августе месяце? Всё началось более года назад во время морского похода по Средиземному морю. Во время этого успешного паломничества по могилам наших отцов, мы не только познакомились, но и подружились с нынешней русской молодёжью. И тогда возникла идея соединить молодежь Союза Потомков Галлиполийцев с русской молодежью из Фонда Андрея Первозванного в рамках труднической экспедиции на остров Анзер.
И мы полетели. Куда? В какие условия? Нам тогда было совсем не известно. В Москве, на вокзале, мы встретились с остальными трудниками. Там на пероне мы познакомились с Трифоном, с Женей, с Сашей. И с Павлом. И с Витей. И со всеми другими замечательными молодыми людьми, с которыми нам тогда предстояло жить вместе более двух недель. Сутки на поезде через всю Карелию — и мы доехали до Кеми. После ночевки в нескольких метрах от того места, где проходили съемки фильма «Остров», мы сели на катер и поплыли по могучему Белому морю. Море бушевало, но это нечего общего не имело с предстоящим штормом. Но, чем более мы приближались к Соловкам, тем море становилось спокойнее. Будто Кто-то за нами смотрел, очищал путь и благословлял паломничество на святые острова. Мне самому не верилось, не хуже Фомы, как же такое возможно?
После краткой остановки на большом Соловецком острове и поклонов перед мощами Соловецких Святых Савватия и Германа, мы поплыли дальше, до самого большого острова, Анзер.
Нас на причале ожидал наместник Свято-Троицкого Скита, отец Георгий. Мы забросили все вещи на КАМАЗ, а сами пошли пешком по тропинкам острова, окрашенным поклонными крестами. Место – чудесное. Там и тундра, и тайга, и берёзы, и сосны, и море, и озёра. Там и Левитан, и Айвазовский. Там чувствуется, что земля пропитана молитвой и кровью. Одним словом, там – Россия. Вот именно за такие места наши деды боролись и умирали.
Сам скит мы нашли в очень плохом виде. Стены кирпичные, всё ещё видны большевистские лозунги. Крыша полуразрушена; пол и потолки почти повсюду пробиты. В храме нет иконостаса. Мы спим по 15 человек в одной келии, на двухэтажных нарах, по-моему так, как жили сами узники.
Но, на самом деле, условие жизни нормальные, и даже полезные, не только для тела, но и для души. Труд, пост, молитва, никакой связи с миром, ежедневная баня всё очищает, телесно и душевно.
Труд состоит, главным образом, из подготовки почвы для огорода и дров на зиму. Но на Анзере работа не похожа ни на одну другую работу. Там нет зверей, нет птиц, нет змей, ничего нет, кроме тюленей, которые с удивлением за нами наблюдали. Получается так, что все работают в самой глухой тишине. И тогда, в этой тишине, у каждого незаметно возникают вопросы, размышления о своей жизни; у каждого начинается душевная работа. Не зря Соловецкие монахи так относились к физическому труду и молитве!
Там мы познакомились также с нынешней русской молодёжью. Они – как мы. Я с ними, как с моими братьями: одни мысли, одни вопросы, одни надежды на будущее. Поразительно, мы 100 лет не имели никаких отношений, а сегодня ладим, как 15-летние друзья! Вот надежда, вот наше общее будущее сияет вдали.
Но мне ещё надо вам о самом впечатляющем рассказать. Дима, мой старший брат, — плотник. А там дров и материала сколько угодно! И отец Георгий, наместник Свято-Троицкого скита, попросил его построить иконостас. Не простой, нет, а полукруглый! Представьте себе, нам, потомкам тех самых русских, которые там погибли, была дана возможность вновь построить первый полукруглый иконостас во всей России, ровно 90 лет после его разрушения большевиками. И мы как раз закончили это святое дело в день Преображения, в последний день нашего пребывания на Анзере… Слава Богу!
А как можно Вам не рассказать о посещении всех тех мест, где погибло столько людей, где безбожные силы пытались разрушить русскую душу? Сикирная гора, большой Соловецкий монастырь, и ещё много другого… Представьте себе гору, под 70 метров высоты. На ней находится скит. Местность красивейшая. А вот — крест между деревьями. А за ним — другой, а вот и третий… Любопытно, естественно, что это за кресты? Подошли, видим: здесь лежит 26 человек. А тут 15. Там ещё 18. И нам тогда объясняют, что на этой горе погибло 15000 тысяч человек. А сам скит был изолятором, всё ещё есть на двери в храм окошко надзирателя. Вот вам и Сикирная. Красивая, молитвенная, и пропитана кровью русских православных людей.
Трудно вкратце рассказать Вам и доложить, как все было. А как можно словами рассказать о душевном путешествии? Если Вам когда-нибудь случится туда поплыть, так плывите! Такое паломничество любого человека изменит. Даже я там изменился!
СПГ очень надеется, что в будущем году молодежный отряд Союза Потомков Галлиполийцев сможет снова участвовать в этом святом деле восстановления Свято-Троицкого скита на острове Анзер, и чтобы с каждым годом, если Бог нам даст возможность, наш отряд увеличивался.
Конец, и Богу Слава!
Святослав Георгиевич МАЛЬКО
Член французского отдела СПГ Париж, 14 сентября 2011 г.